воскресенье, 14 марта 2021 г.

Лекция 12.Основы конституционного права Российской Федерации

 

Основы конституционного права Российской Федерации

1. Конституция Российской Федерации — основной закон страны.

2. Структура Кон­ституции РФ.

3. Основы конституционного строя России.

 

Конституция (от лат. constitutio — установление, устройство) Российской Федерации — Основной закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Особенности Конституции РФ, обусловливающие её центральное место в правовой системе

 

Наименование особенностей

Их подтверждение

Принимается народом (или от его имени)

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голо- сования граждан на референдуме был одобрен про- ект Конституции РФ

Имеет учреди- тельный характер

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем сувере- нитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства

Обладает высшей юриди- ческой

силой

Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяет- ся на всей территории России. Законы и иные нор- мативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Основному закону

Имеет все- охватываю- щий характер

Конституция РФ распространяется на все сферы общественной жизни (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она ре- гулирует базовые основы общественных отношений

Является осно- вой для всех иных источни- ков права

Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и сис- темы законодательства. Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные орга- ны, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конститу- ции РФ названы многие федеральные конституци- онные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней

Отличает особый поря- док охраны

Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является её гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Кон- ституцию РФ (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов испол- нительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Пре- зидент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном суде РФ процедуру разрешения споров о соответствии Кон- ституции нормативных правовых актов, указан- ных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституцион- ный суд РФ это орган, специальной задачей ко- торого является правовая охрана Конституции

Характеризу- ет особый, усложнённый порядок пересмотра

и внесения поправок

 

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы

 Положения глав 12 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 12 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

 Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

 

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

 

 

 

Структура Конституции РФ

Конституция РФ состоит из преамбулы (вступитель- ной части) и двух разделов.

 

Преамбула

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел

 

№ гла- вы

Название главы (конституционные статьи)

 

Предмет регулирования

1

Основы конститу- ционного строя (1—16)

Сущность государства; правовое поло- жение человека и гражданина; принци- пы социальных и экономических отно- шений; основы политической системы общества; взаимоотношения государ- ства и религии

2

Права и свободы человека и гражда- нина (17—64)

Принципы правового положения чело- века и гражданина; принципы граж- данства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности челове- ка и гражданина

3

Федеративное устройство (65—79.1)

Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов; взаимоотно- шения между федеральной властью и субъектами Федерации

4

Президент Россий- ской Федерации (80—93)

Статус Президента РФ как главы госу- дарства; порядок вступления в долж- ность и полномочия; порядок отреше- ния Президента РФ от должности

5

Федеральное соб- рание (94—109)

Основы организации и деятельности Фе- дерального собрания, его статус; поря- док формирования и компетенция; нор- мы законодательного процесса

6

Правительство Российской Феде- рации (110—117)

Порядок формирования Правительства РФ, его структура, уровень компетен- ции; порядок отставки и выражение не- доверия Правительству РФ

7

Судебная власть (118—129)

Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Консти- туционного, Верховного судов РФ; Про- куратура РФ

8

Местное самоуп- равление (130—133)

Система и функции местного самоуп- равления; гарантии местного самоуп- равления

9

Конституционные поправки и пере- смотр Конститу- ции (134—137)

Порядок изменения и дополнения дей- ствующей Конституции РФ; её пере- смотр

Второй раздел

Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции РФ и Федеративного договора; о по- рядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Функции конституции

 

Наименование функции

Её содержание

Правовая

Выступает ядром правовой системы, учреж- дает основополагающие правовые положе- ния, являющиеся исходными и определяю- щими для различных отраслей права. Стя- гивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упо- рядочение и надлежащее правовое регулиро- вание общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне со- подчинённых нормативных правовых актов государства

Политическая

Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многооб- разие

Гуманистическая

Воплощает общечеловеческие ценности, за- крепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет со- ставной частью правовой системы государ- ства общепризнанные принципы и нормы международного права

Учредительная

Устанавливает определённый порядок в го- сударстве, создаёт систему институтов и ор- ганов власти

Мировоззренческая

Способствует формированию правового со2 знания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к пра- ву и оценок права

 

Конституционный строй система экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Конституция РФ впервые применяет понятие «осно- вы конституционного строя». Оно заменило понятие

«общественное устройство», содержащееся в Конститу- ции РСФСР 1937 г., и понятие «основа общественного строя и политики» в Конституции РСФСР 1978 г.

 

Принципы (базовые начала) конституционного строя Российской Федерации

 

Наименование принципа

Его сущность (статьи Конституции РФ)

Основы организации го- сударственной власти:

·   Суверенитет народа

 

 

Признание народа единственным источ- ником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ обладает политическими и социально- экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими его реальное участие в управлении делами общества и государства (ст. 1, 2, 3, 4)

·   Федерализм

Децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением вла- стных полномочий между Российской Фе- дерацией, её субъектами и органами мест- ного самоуправления (ст. 1, 5)

·   Республиканская форма правления

Избрание или назначение высших орга- нов власти на определённый срок; сфера компетенции органов власти разграниче- на (ст. 1)

·   Разделение властей

Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осу- ществляется относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий (ст. 10, 11)

·   Правовое государство

Установление верховенства закона в об- щественной жизни, существование систе- мы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, га- рантирующих правовую защищённость личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конс- титуционных прав и свобод (ст. 1, 4, 15, 18)

·   Приоритет между- народного права

Подписанные и ратифицированные РФ международные договоры обладают более высокой юридической силой, чем внут- реннее законодательство. Общепризнан- ные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ яв- ляются составной частью правовой систе- мы РФ (ст. 15)

Основы взаимоотноше- ний государства и чело- века, гражданина, пра- вового статуса человека и гражданина:

·   Признание человека, его прав высшей цен- ностью

 

 

 

 

 

Соблюдение и защита прав и свобод чело- века и гражданина является главной обязанностью государства (ст. 2)

·   Единый и равный ха- рактер российского гражданства

Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным за- коном, является единым и равным независимо от оснований приобретения (ст. 6)

·   Демократическое государство

Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражда- нина (ст. 1, 2, 3, 30, 32)

Основы организации жизни гражданского общества:

·   Социальное государство

 

 

 

Создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по под- держанию социально неимущих групп населения (ст. 7)

·   Светское государство

Отсутствие государственной религии: ни одно вероучение не признаётся обязательным или предпочтительным (ст. 14, 28)

·   Идеологический и политический плюрализм

Установление запрета на признание ка- кой-либо идеологии в качестве официаль- ной (главенствующей).

Основа для утверждения в обществе по- литического многообразия, провозглаше- ние свободы политических мнений и действий, легальная возможность для со- здания и деятельности оппозиции, для ут- верждения в стране многопартийности (ст. 13)

·   Многообразие

и равноправие форм собственности

Признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой формы (ст. 8, 9)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий