суббота, 11 февраля 2023 г.

Лекция 3.Государственный механизм и его структура.(для 1 курса ПСО)

 

Государственный механизм и его структура.

1. Государственный механизм и его структура.

2. Государственный орган и его признаки.

3. Понятия и сущность законодательной власти, исполнительной власти, су­дебной власти.

4. Правовое государство и его сущность

 

 

Механизм государства – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных интересов.

Отмечают следующие признаки механизма государства:

- это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;

- характеризуется сложной структурой,  первичное место в которой занимают государственные органы,;

-между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь.

-механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги), а также средства принуждения (суды, тюрьмы)

Структура механизма государства включает:

·         Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

·         Государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).

·         Государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

·         Государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

·         Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

·         Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом.

Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

- нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

- непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

- полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

- самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

- разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

- принцип народовластия. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

- гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

 

- профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

 

- гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

 

- национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

 

- федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

 

К организационным принципам относятся:

 

- иерархичность;

 

- дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий;

 

- ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий;

 

- сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений;

 

- соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

 

2 вопрос- презентация

 

 

3 вопрос-презентация

 

Теория разделения властей- основной принцип организации деятельности современного демократического государства, который положен в основу механизма государства. Основоположники: английский философ-материалист Дж. Локк и французский философ и правовед Ш.-Л. Монтескье. Формирование теории имело место с начала XVI и до XIX вв. Главная цель принципа разделения властей – не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.

Основные положения теории разделения властей следующие:

 

1. Разделение властей закрепляется конституцией;

 

2. Согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

 

4. Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

 

5. Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

 

Судопроизводство – это установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел

 

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру.

Двухпалатные парламенты характерны для федеративных государств. Они состоят из двух палат – нижней и верхней, например, Палата общин и Палата лордов в Англии; Государственная Дума и Совет Федерации в РФ и т.д.

Нижняя палата парламента состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя – из представителей субъектов федерации, сенаторов (иногда называются иначе).

Однопалатные парламенты существуют в большинстве своем в небольших государствах с однородным национальным составом населения: Дания. Финляндия, Польша или в субъектах федерации.

 

Правительство обычно имеет название «совет» или «кабинет министров»

Правительство – это традиционно создаваемый парламентом и президентом (чаще только парламентом или президентом) коллегиальный орган исполнительной власти. Его основное назначение – исполнение, реализация законов и правовых актов главы государства. Его возглавляет председатель, как правило, премьер-министр, в Германии – канцлер, в Норвегии – государственный министр, в мусульманских странах – визир.

В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры, руководители некоторых ведомств.

Различаются однопартийные, двухпартийные, коалиционные, беспартийные правительства.

 

Судебная власть – это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Суд – это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам.

Правосудие – это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

осуществление правосудия только судом;

независимость суда и подчинение его только закону и конституции;

неприкосновенность судей и их несменяемость;

коллегиальность суда и др.

 

 

Судопроизводство – это установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел

 

4 вопрос

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти - законодательной исполнительной и судебной.

 

 

Признаки:

- Верховенство закона во всех сферах жизни общества-все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона — в России оно выражается главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции.
- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.-
взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
- Взаимная ответственность личности и государства.
а нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.
- Реальность прав и свобод гражданина
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в обществе
- Приоритет международного права над национальным

 

 

Гражданское общество - это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы - независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

 

Элементы гражданского общества:

1.        различные общественные объединения — экологические, молодежные, культурные и др.;

2.        правозащитные организации;

3.        церковь и различные религиозные объединения;

4.        профессиональные объединения;

5.        негосударственные СМИ;

6.        различные формы общественной активности и выражения протеста;

7.        местное самоуправление;

8.        государство (но это не главный элемент гражданского общества)

9.        политические партии и движения 

 

Гражданское общество сложилось далеко не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:

 

1.        гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;

2.        гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо если не будет свободы - не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;

3.        демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;

4.        высокий уровень правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого прямо зависит политика государсва;

5.        народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо, чтобы народ чувствовал возможности влиять на политику, например, через референдум или выборы;

6.        верховенство и полновластие народа;

7.        справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;

8.        свобода слова и формирования общественного мнения.

Особенность гражданского общества - в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим - т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

 

Можно выделить функции гражданского общества:

 

1.        защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;

2.        способствует формированию демократии, правового государства;

3.        контролирует политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых решений;

4.        помогает воспитанию и социализации граждан;

5.        защищает интересы людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий