среда, 15 февраля 2023 г.

Лекция 3 (для ОИБАС ) Внутренний мир человека

 

Внутренний мир человека

 

1.Внутренний мир человека

2.Типы мировоззрения

3.Основные особенности научного познания

 

  Внутренний (духовный) мир человека – это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

 


 
   Структура духовного мира человека


   • Познание – потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
   • Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).
   • Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).
   • Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
   Составной частью в структуре духовного мира личности является мировоззрение.
   Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.

   Менталитет (позднелат. mentalis – умственный) – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Особенности внутреннего мира

Для внутреннего мира характерно стремление к стабильному развитию и самостоятельной регуляции, его формирование происходит постепенно, по мере накопления личностью собственного жизненного опыта. Но произошедшие во внутреннем мире изменения часто необратимы, поскольку любые, особенно значимые (в равной мере негативные и позитивные) события из жизни индивидуума оставляют в нем глубокий след, влияя на дальнейшую судьбу человека.

Нельзя не принимать во внимание воздействие, оказываемое внешним миром на внутренний, из-за чего последний может измениться даже в силу малозаметных, случайных обстоятельств. К примеру, потерявшему веру в людей индивиду часто достаточно незначительной помощи постороннего, чтобы изменить свои, казалось бы, устоявшиеся взгляды на жизнь.

Каким бывает внутренний мир?

Внутренний мир отличает предельное разнообразие, в нем есть место гармонии и противоречиям, низменному и возвышенному, богатому либо бедному в эмоциональном плане. Обычно психологи выделяют три главных разновидности внутреннего мира:

·         Первая разновидность описываемого понятия отличается положительным эмоциональным фоном и доброжелательным настроем, для нее характерны такие чувства как любовь, доброта, позитивное отношение к жизни, желание делиться своей энергетикой с окружающими. Индивид с подобным внутренним миром знаком с чувством счастья и удовлетворен своей жизнью, он ясно понимает, что ощущение счастья не зависит от внешних обстоятельств, а базируется на внутреннем мироощущении самого человека.

·         Второй тип внутреннего мира выражен в спектре негативных эмоций, в частности, в ненависти, озлобленности и скуке. Мир такой личности мрачен и пуст, он враждебен, либо, как минимум, холоден и равнодушен к окружающим. Обладающий подобным внутренним миром индивидуум винит всех в собственных бедах, не желая либо боясь найти их корни в самом себе.

·         Для внутренней вселенной третьего типа характерна непрекращающаяся борьба между эмоциями негативного и позитивного характера, что нередко приводит к развитию внутреннего конфликта. Причины указанных противоречий человек с подобной разновидностью внутреннего мира ищет и в самом себе, и в окружающей его реальности.

Как видно из вышеизложенного, внутренний мир личности тесно связан с обстоятельствами окружающей реальности. Он зеркально отражается в ней, в то время как реальность прямо влияет на его формирование.

Что значит «богатый внутренний мир»?

Имеющего богатый внутренний мир человека отличает ряд важных качеств:

·         он легко находит общий язык с окружающими и представляет собой интересного собеседника;

·         легко может аргументировать высказанное мнение;

·         отличается широким спектром разнообразных чувств;

·         не боится одиночества.

Значение внутреннего мира

·         Сложно переоценить ту роль, которую играет внутренний мир в жизни любого человека. Множество людей не видят связи между внутренним и внешним миром, что мешает им полноценно осознать причины их неудач и несчастий, находя корни постоянно возникающих проблем в себе. Человек волен самостоятельно выбирать, чем именно ему заполнить свой внутренний мир, поскольку он один является творцом, хозяином и созидателем собственной жизни и лишь от него по большому счету зависит его настроение и эмоциональное состояние.

·         Гармоничная и счастливая жизнь не приходит сама, она требует от человека постоянной работы над эмоциями, желаниями и мыслями. Только проделав такую работу, человек сможет сформировать позитивное восприятие окружающей реальности, взять под контроль свои мысли и чувства, начав постепенно развивать и обогащать собственный внутренний мир. Затем, научившись управлять своим внутренним состоянием, он сможет обрести счастье и чувство удовлетворенности от жизни.

2. Мировоззрение

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

 Структура мировоззрения:

1.      знания,

2.      духовные ценности,

3.      принципы,

4.      идеалы,

5.      убеждения.

 

Формы мировоззрения.

1.      Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

2.      Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

3.      Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

4.      Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

  • стихийное — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни;
  • осознанное — посредством целенаправленной рациональной деятельности, направленной на понимание окружающего мира.

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

  1. Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.
  2. Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека.
  3. Всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
  4. Определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
  5. Сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
  6. В нем могут проявляться:
  • догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности; возведение имеющегося знания о мире в ранг единственно верного, абсолютно истинного
  • скептицизм (от гр. skepsis — рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
  • разумный критицизм - середина между догматизмом и скептицизмом. То есть не верить во всё подряд, но и не сомневаться во всём, иметь какие-либо убеждения.

Носителями мировоззрения могут выступать как отдельный человек, так и группа людей или даже человечество на том или ином этапе своего развития (например, средневековое мировоззрение). 

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:

1.      окружение человека, социальная среда;

2.      социальные условия и государственное устройство.

Виды мировоззрения.

Обыденное мировоззрение. Формируется в повседневной жизни, основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы.

Религиозное мировоззрение. В его основе – вера в сверхъестественное, в Бога. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.

Мифологическое мировоззрение. Основано на вере в мифы, в которых неосознанно подменяется реальность вымышленным содержанием. Основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира.

Научное мировоззрение. В его основе – научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой. Основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека.

Философское мировоззрение. Основано на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

Атеистическое мировоззрение. Основано на полном отрицании возможности существование бога, любых мистических и потусторонних сил.

В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.

 Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:

1.      Оптимистическое- основанное на понимании смысла и цели жизни, рождает к ней творческое отношение, желание сделать ее красивой и гармоничной для себя и окружающих. Главными компонентами оптимизма являются надежда, вера и любовь.

2.      Пессимистическое- своеобразный способ мироощущения, для которого характерны: уныние, апатия, печаль, отсутствие смысла и цели жизни

3.      Гуманистическое мировоззрение — признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.

4.      Человеконенавистническое мировоззрение — основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.

5.      Революционное — в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.

6.      Консервативное – основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.

Уровни мировоззрения:

1.      обыденно — практическое (или повседневное) мировоззрение – складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира; источники – чувства и эмоции;

2.      рациональное (или теоретическое) – возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата; источники – разум и рассудок.

Роль мировоззрения в жизни человека.

1.      даёт ориентиры и цели в жизни,

2.      показывает методы познания и деятельности,

3.      формирует истинные ценности жизни и культуры.

 

3.Научное познание

   Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
   Основными особенностями научного познания являются следующие:
   – объективность добываемого знания;
   – развитость понятийного аппарата (категориальность);
   – рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
   – проверяемость;
   – высокий уровень обобщения знаний;
   – универсальность;
   – использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
   Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Принципы научного познания (то есть исходные положения,  правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание  (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,  характеристика героев).

Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме  «Имя существительное»)

Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).

Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).

Абстрагирование – (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения  человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)

Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).

Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)

Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).

Классификация – (от лат.— разряд и делать)  объединение различных  изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).

Формализация – (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить  достоверные научные знания.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

Научный факт — это объективное  отражение в сознании человека сущности  изучаемого  предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли  — это научный факт.

Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)

Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.

Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.

Теория – (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.

Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий