четверг, 9 февраля 2023 г.

Лекция 2.(для ОИБАС 1 курс) Человек как продукт биологической и социальной культурной эволюции

 

Человек как продукт биологической и социальной культурной эволюции

1.Человек как продукт биологической и социальной культурной эволюции

2..Потребности и интересы человека

3.Деятельность человека и ее формы

 4. Мышление и деятельность.


1 вопрос.

Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthrоpos человек и genesis — происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

 

 

 

Естественно-научные

 

 

(материалистические) теории

 

 

Ч. Дарвин —

Ф. Энгельс — не-

Религиозная теория

Теория палеовизита

английский ес-

тествоиспыта- тель, создатель

мецкий социаль-

ный мыслитель, политический

 

 

эволюционной

деятель

 

 

(от лат. evolu-

 

 

 

tio развёрты-

 

 

 

вание) теории

 

Божествен-

Человек — со-

Человек как

Главная причина

ное проис-

здание при-

биологический

появления чело-

хождение

шельцев из

вид имеет ес-

века — труд. Под

человека.

космоса, кото-

тественное,

влиянием труда

Душа — ис-

рые, посетив

природное про-

сформировались

точник чело-

Землю, остави-

исхождение

специфические

веческого в

ли на ней чело-

и генетически

качества челове-

человеке

веческие су-

связан с выс-

ка: сознание,

 

щества

шими млеко-

язык, творчес-

 

 

питающими

кие способности

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на психофизическое состояние человека энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

 

Человек высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое (природное) и социальное (общественное) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическое существо принадлежит к высшим млеко- питающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жёстко не запрограммированы  возможность приспосабливать- ся к различным условиям существования

 

Социальное существо- Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

 

 

 

 

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного

· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Основные отличия человека от животного

1.  Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с по- мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об- разных форм.


2.  Человек способен w сознательной целенаправленной творческой деятельности:

  моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

  обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

  выражает ценностное отношение e действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3.  Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит

«вторую природу» культуру.

Животные приспосабливаются окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4.  Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5.  Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек — существо уникальное (отрытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное e любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

 

2.вопрос. Потребности и интересы человека

Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека:

Биологические (органические, материальные) - потребности в пище, одежде, жилище и др.

Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

Первичные (врожденные)

Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д.

Экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

Вторичные (приобретенные)

Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности

Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте

Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

 

Интересы и склонности

Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю:

индивидуальные;

групповые;

всего общества.

по направленности:

экономические;

социальные;

политические;

духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности

3 вопрос. Деятельность человека и ее виды

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество  и самого себя, с целью  удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)

Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)

Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции,  влечения, социальные установки).

Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.

Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.

Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.

Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия  бывают ( по Веберу М):

Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.

Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.

Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.

Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

 

 

 

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

1.      Целесообразность ( нужность, необходимость)

2.      Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.

3.      Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.

4.      Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)

5.      Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)

6.      Нацеленность на результат и получение его.

7.      Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

1.      Условная ситуация

2.      Наличие определённых правил для той или иной игры

3.      Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)

4.      Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)

5.      Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)

Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)

Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная),  в результате которой  появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

 

Механизм творческой деятельности:

 

1.      Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.

2.      Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.

3.      Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.

4.      Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

 

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

Социализирующая — формирование личностных качеств.

Трансляционная —  в процессе общения человек  получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение

Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.

Идентификационная —  причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)

Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

 

Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)

Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)

Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)

Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

4 вопрос. Мышление и деятельность

Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и проч.

Биологическая основа мышления - головной мозг человека.

Средство мышления - язык.

База мышления - чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.1

 

Типы мышления:

1.    Образное. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2.    Понятийное (теоретическое). Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3.    Знаковое. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

 

Этапы мышления:

Мышлению характерные следующие свойства:

1.    Опосредованность. Данное свойство позволяет нам понять и раскрыть сущность какого-либо предмета или явления путем перехода мысли от известного к неизвестному;

2.    Обобщенность. Анализируя многочисленное число предметов или информации, человек обобщает ее. Например: стул, стол, диван, кресло. Путем обобщения данных слов мы понимаем, что все они относятся к мебели. Иначе говоря, обобщение — это способ познания через определение общих признаков.

 

 

Мыслительные операции (приемы мышления)

1.    Анализ — разложение целого на части;

2.    Синтез — соединение частей в одно целое;

3.    Сравнение — соотнесение предметов и выделение в них общего и различного;

4.    Обобщение — определение общих признаков;

5.    Абстракция — выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных;

6.    Индукция — переход от частного к общему;

7.    Дедукция — переход от общего к частному;

8.    Аналогия — переход от частного к частному

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий