Государственный механизм и его
структура.
1. Государственный механизм и его структура.
2. Государственный орган и его признаки.
3.
Понятия и сущность законодательной власти, исполнительной власти, судебной
власти.
4. Правовое государство и его сущность
Механизм
государства – это система
государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных
властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его
основных интересов.
Отмечают следующие признаки
механизма государства:
- это система государственных органов, основанная на единстве
принципов организации и деятельности;
- характеризуется сложной структурой, первичное место в которой занимают государственные органы,;
-между государственным механизмом и функциями государства
существует тесная обратная связь.
-механизм государства для обеспечения возложенных на него задач
управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы
располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания,
оборудование, деньги), а также средства принуждения (суды, тюрьмы)
Структура механизма государства включает:
· Государственные органы, находящиеся в тесной
взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных
функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).
· Государственные
организации,
подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную
деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).
· Государственные учреждения, подразделения механизма
государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их
администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций
государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры,
научно-исследовательские институты).
· Государственные
предприятия,
подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их
администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят
продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.
· Государственные служащие (чиновники),
занимающиеся управлением.
· Организационные и
финансовые средства,
а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности
государственного аппарата.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата –
основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и
развития аппарата государства в целом.
Современное
государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым
предъявляют следующие требования:
-
нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или
косвенное) и обязательность при создании государственных органов;
-
непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих
принципов;
-
полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых
важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;
-
самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких
принципов.
Различают также две группы
принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и
частные.
Общие
принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на
социально-политические и организационные.
К
социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:
-
разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную
и судебную;
-
принцип народовластия. В соответствии с принципом всем гражданам
предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль
над действующими государственными органами;
-
гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной
информированности общества, которая предусматривает постоянное и
систематическое освещение деятельности органов государственной власти
средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации,
которая непосредственно касается его законных прав и интересов;
законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми
государственными органами правовых предписаний, законов;
- профессионализм и компетентность. Этот принцип
предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к
управленческой деятельности, очень сложной и специфической;
- гуманизм – принцип, который призван обеспечить
приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации
деятельности государственным аппаратом;
- национальное равноправие, в соответствии с
которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и
т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности,
причем на равных условиях;
- федерализм – принцип, который закрепляет
равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными
государственными органами.
К организационным принципам относятся:
- иерархичность;
- дифференциация и законодательное закрепление
функций и полномочий;
- ответственность государственных органов за
принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное
исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий;
- сочетание коллегиальности и единоначалия в
принятии решений;
- соотношение отраслевых и территориальных начал
управления.
2 вопрос-
презентация
3
вопрос-презентация
Теория разделения властей- основной
принцип организации деятельности современного демократического государства,
который положен в основу механизма государства. Основоположники: английский философ-материалист Дж. Локк и французский
философ и правовед Ш.-Л. Монтескье. Формирование теории имело место с начала
XVI и до XIX вв. Главная цель принципа
разделения властей – не допустить узурпации, монополизации власти в рамках
одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и
свобод человека.
Основные положения теории разделения
властей следующие:
1. Разделение властей закрепляется
конституцией;
2. Согласно конституции законодательная,
исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
Все власти равны и автономны, ни одна из
них не может быть устранена любой другой;
4. Никакая власть не может пользоваться
правами, предоставленными конституцией другой власти;
5. Судебная власть действует независимо
от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в
должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он
противоречит конституции.
Судопроизводство – это установленный
законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных
и гражданских дел
Парламенты могут иметь двухпалатную и
однопалатную структуру.
Двухпалатные парламенты характерны для
федеративных государств. Они состоят из двух палат – нижней и верхней,
например, Палата общин и Палата лордов в Англии; Государственная Дума и Совет
Федерации в РФ и т.д.
Нижняя палата парламента состоит из
депутатов, избранных населением, а верхняя – из представителей субъектов
федерации, сенаторов (иногда называются иначе).
Однопалатные парламенты существуют в
большинстве своем в небольших государствах с однородным национальным составом
населения: Дания. Финляндия, Польша или в субъектах федерации.
Правительство обычно имеет название
«совет» или «кабинет министров»
Правительство – это традиционно
создаваемый парламентом и президентом (чаще только парламентом или президентом)
коллегиальный орган исполнительной власти. Его основное назначение –
исполнение, реализация законов и правовых актов главы государства. Его
возглавляет председатель, как правило, премьер-министр, в Германии – канцлер, в
Норвегии – государственный министр, в мусульманских странах – визир.
В состав правительства входят заместитель
или заместители председателя правительства, министры, руководители некоторых
ведомств.
Различаются однопартийные, двухпартийные,
коалиционные, беспартийные правительства.
Судебная власть – это специфическая
независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного,
состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.
Суд – это орган государства, который в
процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным
и уголовным делам.
Правосудие – это деятельность суда по
вынесению правового суждения о законе и правах сторон.
осуществление правосудия только судом;
независимость суда и подчинение его
только закону и конституции;
неприкосновенность судей и их
несменяемость;
коллегиальность суда и др.
Судопроизводство – это установленный
законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных
и гражданских дел
4 вопрос
Правовое
государство - это демократическое государство, где обеспечивается
господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и
независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой
является принцип разделения государственной власти - законодательной
исполнительной и судебной.
Признаки:
-
Верховенство закона во всех сферах жизни общества-все государственные органы,
должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности
обязаны подчиняться требованиям закона — в России оно выражается главным образом
в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и
другие правовые акты не должны противоречить Конституции.
- Деятельность органов правового государства,
которая базируется на принципе разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную.- взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех
ветвей власти;
- Взаимная ответственность личности и
государства. а нарушения закона должна обязательно
последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на
личность нарушителя.
- Реальность прав и свобод гражданина
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в
обществе
- Приоритет международного права над
национальным
Гражданское
общество - это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся
система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя
различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных
материальных и духовных потребностей.
Примером проявления деятельности
гражданского общества является родительский комитет школы - независимая
структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на
принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим
примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой
организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты
должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть,
принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных
(некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского
общества.
Элементы
гражданского общества:
1.
различные
общественные объединения — экологические, молодежные, культурные и др.;
2.
правозащитные
организации;
3.
церковь и
различные религиозные объединения;
4.
профессиональные
объединения;
5.
негосударственные
СМИ;
6.
различные формы
общественной активности и выражения протеста;
7.
местное
самоуправление;
8.
государство (но
это не главный элемент гражданского общества)
9.
политические
партии и движения
Гражданское общество сложилось далеко не
сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:
1.
гарантии частной
собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане
никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что
они пользуются его имуществом;
2.
гарантии
индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо
если не будет свободы - не будет и самостоятельного проявления гражданами
общественной инициативы;
3.
демократический
политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;
4.
высокий уровень
правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно
заявлять о своей позиции тем, от кого прямо зависит политика государсва;
5.
народный
суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского
общества необходимо, чтобы народ чувствовал возможности влиять на политику,
например, через референдум или выборы;
6.
верховенство и
полновластие народа;
7.
справедливость
законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;
8.
свобода слова и
формирования общественного мнения.
Особенность
гражданского общества - в
преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию
и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не
властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим - т.е.
вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития
свободы и частной инициативы людей.
Можно
выделить функции гражданского общества:
1.
защищает человека
от возможного произвола государства и носителей власти;
2.
способствует
формированию демократии, правового государства;
3.
контролирует
политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых
решений;
4.
помогает
воспитанию и социализации граждан;
5.
защищает интересы
людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий