Тема № 11. Искусство
1.Искусство,
его основные функции
2.Особенности
искусства как формы духовной культуры.
Искусство
— это разновидность духовной деятельности людей и вид духовного освоения
действительности человеком в обществознании. Цель искусства — сформировать и
развить способности людей преобразовывать окружающий мир и самих себя по
канонам гармонии и красоты.
Сегодня
этот термин можно трактовать сразу несколькими способами. Как именно — зависит
от контекста. На схеме ниже мы отразили понятие искусства в широком и узком
смыслах.
Основа
искусства — это творчество. Оно позволяет увидеть мир, в котором реальность
переплетается с вымыслом, а после — передать это в форме художественного
образа. В нём творческий человек отражает то, как он видит предмет или явление,
и сталкивает это видение с восприятием зрителя. Это происходит через воплощение
творческого труда автора — произведение искусства.
Произведение
искусства — это результат творческой, сознательной деятельности человека,
который обладает эстетической ценностью, а также относится к определённому виду
и жанру.
Эстетическая
ценность произведения искусства в том, что зритель через него сталкивается с
прекрасным и формирует свой вкус. Но есть и другие. Например, познавательная
ценность — расширение кругозора. Или нравственная ценность — обогащение и
развитие личности.
Чем
искусство отличается от науки
Искусство
и наука — две ветви духовной культуры в обществознании. У них есть общие
качества, например, они помогают нам познавать мир. Но у искусства есть и
специальные черты, которые делают его непохожим ни на что другое. Вот они:
Искусство
образно и наглядно.
Когда
человек познаёт мир через искусство, фантазия и воображение познающего играют
большую роль в этом процессе.
Человек
создаёт художественные образы с помощью особых средств: слов, звуков, цвета и
т. д.
Функции
искусства
Целей
у человека, взаимодействующего с искусством, великое множество. А потому и
функций у такой деятельности немало. Обычно в обществознании принято выделять 7
функций искусства:
познавательную;
ценностно-ориентирующую;
эстетическую;
воспитательную;
компенсаторную;
коммуникативную;
информационную.
Функции
искусства
Функция Сущность
Познавательная Служит способом познания и освоения мира
Ценностно-ориентирующая Помогает людям выбирать жизненные ориентиры,
разбираться в системе ценностей конкретного общества, формировать мировоззрение
Эстетическая Помогает созданию эстетических вкусов и
предпочтений личности
Воспитательная Способствует развитию интеллектуальных и
творческих способностей личности
Компенсаторная Приводит внутреннюю жизнь человека к гармонии,
наглядно свидетельствует об истине, добре, красоте в мире, а также
стабилизирует психическое состояние личности
Коммуникативная Лежит в основе межличностного общения:
зрителей между собой по поводу произведения и зрителя с автором
Информационная Просвещает и распространяет знания
Давайте
проиллюстрируем пару этих функций на примере.
Пример
№ 1.
Иван —
художник. Он написал картину, на которой рыцарь побеждает огромного змея. Это
типичный сюжет с моралью о противостоянии света и тьмы: зритель видит, что в
любой ситуации добро в форме рыцаря в конце всегда побеждает зло — змея. Это
раскрывает одну из функций искусства — ценностно-ориентирующую.
Когда
эту картину повесят на выставке, люди придут смотреть и обсуждать её. Они
смогут прочесть мысли автора на полотне, узнать его отношение к проблеме,
которая изображена на картине. А затем — поговорить о морали произведения друг
с другом и, возможно, даже поспорить. Так проявляется коммуникативная функция в
искусстве.
Структура
искусства
Искусство
многогранно — оно представляет собой сложную систему из творческих жанров,
стилей и видов. Давайте немного поговорим о том, как оно устроено.
Виды
искусства
В
разное время люди предлагали делить искусство на виды большим количеством
способов. Например, в начале XIX века немецкий философ Фридрих Шеллинг
предложил свою концепцию. Она состояла в том, чтобы различать искусства
посредством выражения — делить их на реальные и идеальные.
К
реальным видам искусства философ предложил отнести архитектуру, скульптуру,
живопись и музыку. К идеальным же — всё, что связано со словом: поэзию и
литературу. При этом последние Шеллинг считал более возвышенными формами,
потому что они дают автору больше свободы и возможностей, чтобы выражать идеи.
Но в
обществознании есть и другая система, которая делит искусства на виды по
средствам выражения. Опишем их в таблице ниже.
Виды
искусств по средствам выражения
Вид Сущность Пример
Пространственные
(пластические) Зритель чаще воспринимает
произведение через зрение.
Художественный
образ раскрывается пластически — через пространственное построение. Живопись, скульптура, фотография,
архитектура, дизайн и т. д.
Временные
(динамичные) Зритель чаще воспринимает
произведение через слух.
Художественный
образ раскрывается с течением времени. Литература,
поэзия, музыка
Пространственно-временные
(зрелищные, синтетические) Зритель
воспринимает произведение одновременно слухом и зрением.
Художественный
образ раскрывается и через пластику, и с течением времени Театр, кино, хореография и т. д.
Тема № 12. Экономика — основа жизнедеятельности
общества
1. Роль
экономики в жизни общества.
2. Макроэкономические
показатели и качество жизни.
3. Предмет
и методы экономической науки.
Курсы
Что
такое экономика
Основа
экономической сферы общества — экономика. Слово «экономика»
происходит от двух греческих слов: oikos («домашнее
хозяйство») и nomоs («закон»). Соответственно, в буквальном
смысле слово «экономика» можно перевести как «наука ведения домашнего
хозяйства». Однако в современном мире экономику понимают гораздо
шире:
- как сферу общественной жизни,
обеспечивающую удовлетворение потребностей людей (экономическая сфера
жизни общества);
- как способ организации
хозяйственной деятельности людей, направленной на создание необходимых для
потребления благ (экономика семьи, экономика фирмы, экономика государства);
- как науку о хозяйственной
деятельности людей, способах её рационального ведения.
Если
соединить это всё, получится такое определение.
Экономика —
любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и
созданием экономических благ.
Суть
экономики — создание экономических благ, то есть всего того, что способно
удовлетворять человеческие потребности.
Экономические
блага — товары, услуги и результаты работ, которые человек
специально производит и которые доступны в меньшем объёме, чем это необходимо,
и поэтому особым образом распределяются.
Соответственно,
экономика производит товары и услуги. Под товарами следует
понимать продукты труда, способные удовлетворять человеческие потребности и
произведённые для обмена, а под услугами — деятельность,
приносящую полезный результат для потребителя. Например, мороженое, автомобиль,
квартира — это товары, а новая стрижка, просмотр фильма в кинотеатре, установка
пломбы у стоматолога — это услуги.
Экономика
отвечает на три вопроса, которые называют основными вопросами экономики:
- что производить, то есть
какие товары и в каком количестве будут пользоваться спросом у
потребителей;
- как производить, то есть
какую технику и оборудование, какие методы использовать при производстве
товаров;
- для кого производить, то есть кто
будет потреблять эти товары.
Для
производства товаров и услуг экономика нуждается в факторах
производства.
Факторы
производства — экономические ресурсы, необходимые для изготовления
товаров и услуг.
К факторам
производства относятся:
- труд, то есть
деятельность людей по производству товаров и услуг посредством
использования своих физических и интеллектуальных способностей;
- земля, то есть
все виды природных ресурсов, существующие на нашей планете и пригодные для
производства экономических благ;
- капитал, то есть
здания, сооружения, оборудование, денежные средства и другие ценности,
которые требуются для производства экономических благ;
- предпринимательские
способности, то
есть способности человека к ведению деятельности по производству
экономических благ;
- информация, то есть
знания и сведения, необходимые для ведения деятельности по производству
экономических благ.
Эти
ресурсы всегда ограничены. Например, земля как фактор производства ограничена
разведанным объёмом полезных ископаемых, водных и других ресурсов, а труд —
численностью трудоспособного населения. Поэтому экономика должна отвечать и на
ключевой вопрос: как удовлетворить максимум потребностей людей в условиях
ограниченности ресурсов.
Виды
экономической деятельности
В
экономической деятельности выделяют четыре основные стадии: производство, обмен, распределение и потребление.
Производство —
процесс создания товаров и услуг.
Например,
рабочие собирают автомобили, кондитеры пекут торты, а репетиторы рассказывают о
том, что такое экономика.
Обмен —
движение произведённых товаров и услуг от одного субъекта экономической
деятельности к другому.
Например,
мы приходим в автомагазин и покупаем автомобиль, приходим в кафе и заказываем
торт, звоним по объявлению и договариваемся с репетитором о занятиях
экономикой.
Распределение —
совокупность действий по разделению произведённых товаров и услуг и дохода
между субъектами экономической деятельности.
Например,
автозавод распродал все автомобили и теперь распределяет заработанные деньги на
зарплату рабочим и уплату налогов. То же самое делают кондитеры и репетиторы.
В
современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический. Макроэкономика
и микроэкономика представляют собой взаимосвязанные разделы экономики (как
науки), изучающие соответствующие процессы в экономике (как хозяйстве). Как
следует из названий этих разделов, они отличаются масштабом изучаемых
экономических процессов Это проявляется в первую очередь в количестве и уровне
субъектов экономики, представленных на этих уровнях анализа. Одни и те же
экономические вопросы могут быть рассмотрены и в макроэкономике, и в
микроэкономике, но их исследования будут носить различный характер. При этом
для каждого уровня экономического анализа характерны устойчивые комплексы
изучаемых экономических вопросов.
Макроэкономика (от
гр. markos — длинный, большой) |
Микроэкономика (от
гр. mikros — малый) |
Это
наука о хозяйстве в целом, об экономике государства и даже мировой экономике. |
Это
наука о потребителях (домохозяйствах) и производителях, об отдельных отраслях
экономики. |
Действуют
три субъекта: фирма, домохозяйство и государство. |
Действуют
два субъекта: фирма и домохозяйство. |
Исследует
вопросы макроэкономического уровня: темпы экономического роста, показатели
ВВП, изменение благосостояния населения, уровень инфляции, уровень
безработицы и пр. — то, что характеризует общенациональные и международные
экономические явления. |
Исследует вопросы
микроэкономического уровня: выбор потребителем продукции, бизнес-план фирмы,
планирование семейного бюджета — причинно-следственные и функциональные
связи, которые влияют на принятие экономических решений как отдельными
людьми, так и фирмами. |
Стремится
более к стабильности. |
Стремится
более к динамике, росту. |
Подчиняется
принципу социального эффекта. Экономическая политика государства тесно
связана с социальной политикой. |
Подчиняется
принципу рыночной целесообразности. Фирмы-производители стремятся к
максимальному извлечению прибыли и не решают возникающие социальные проблемы. |
Учёт
различий между макро- и микроэкономикой помогает строить механизмы
регулирования макро- и микроэкономических процессов.
Предмет
экономической науки - то, что она постигает; формы, которые
принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими
ресурсами.
Методы
экономической науки – те средства, которые используются для изучения предмета
науки. Экономика использует 3 группы методов:
Общетеоретические
Метод
научной абстракции – способ исследования, предполагающий выявление главного,
существенного путем отвлечения от несущественного
Формально-логические
Индукция
– способ познания, идущий от частного к общему, от реальной жизни к
теоретическим обобщениям
Дедукция
– способ познания, идущий от общего к частному, от теории к практике
Анализ
– метод познания путем разделения целого на части и изучение особенностей
каждой из этих частей
Виды:
1) позитивный (исследование экономических явлений такими, какие они есть;
констатация фактов); 2) нормативный (оценочный, оценка причин и последствий
того или иного явлений); 3) микроэкономический; 4) макроэкономический; 5)
функциональный (выявление количественной зависимости 2-х переменных величин (1
– функция, 2 – аргумент); 6) предельный (выявление зависимости между
дополнительными доходам и расходами, возникающими в связи с увеличением
производства на 1 дополнительную единицу)
Синтез
Аналогия
Сравнение
Экономико-математические
Экономико-математическое
моделирование – способ исследования путем построения простейших картин,
выявление простейших представлений о том или ином экономическом явлении,
процессе
Функции
экономической науки:
Познавательная,
позволяющая расширять познания в области сложных экономических процессов в
постоянно меняющемся мире
Методологическая,
дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках
Практическая,
позволяющая сделать правильный выбор при проведении государственной политики
Прогностическая,
делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного
экономического развития
Комментариев нет:
Отправить комментарий