воскресенье, 17 марта 2024 г.

Лекция Искусство. Экономика для ЭБПК

 

Тема № 11. Искусство

1.Искусство, его основные функции

2.Особенности искусства как формы духовной культуры.

 

Искусство — это разновидность духовной деятельности людей и вид духовного освоения действительности человеком в обществознании. Цель искусства — сформировать и развить способности людей преобразовывать окружающий мир и самих себя по канонам гармонии и красоты.

Сегодня этот термин можно трактовать сразу несколькими способами. Как именно — зависит от контекста. На схеме ниже мы отразили понятие искусства в широком и узком смыслах.

Основа искусства — это творчество. Оно позволяет увидеть мир, в котором реальность переплетается с вымыслом, а после — передать это в форме художественного образа. В нём творческий человек отражает то, как он видит предмет или явление, и сталкивает это видение с восприятием зрителя. Это происходит через воплощение творческого труда автора — произведение искусства.

Произведение искусства — это результат творческой, сознательной деятельности человека, который обладает эстетической ценностью, а также относится к определённому виду и жанру.

Эстетическая ценность произведения искусства в том, что зритель через него сталкивается с прекрасным и формирует свой вкус. Но есть и другие. Например, познавательная ценность — расширение кругозора. Или нравственная ценность — обогащение и развитие личности.

Чем искусство отличается от науки

Искусство и наука — две ветви духовной культуры в обществознании. У них есть общие качества, например, они помогают нам познавать мир. Но у искусства есть и специальные черты, которые делают его непохожим ни на что другое. Вот они:

Искусство образно и наглядно.

Когда человек познаёт мир через искусство, фантазия и воображение познающего играют большую роль в этом процессе.

Человек создаёт художественные образы с помощью особых средств: слов, звуков, цвета и т. д.

 

Функции искусства

Целей у человека, взаимодействующего с искусством, великое множество. А потому и функций у такой деятельности немало. Обычно в обществознании принято выделять 7 функций искусства:

 

познавательную;

 

ценностно-ориентирующую;

 

эстетическую;

 

воспитательную;

 

компенсаторную;

 

коммуникативную;

 

информационную.

 

 

Функции искусства

Функция    Сущность

Познавательная  Служит способом познания и освоения мира

Ценностно-ориентирующая  Помогает людям выбирать жизненные ориентиры, разбираться в системе ценностей конкретного общества, формировать мировоззрение

Эстетическая       Помогает созданию эстетических вкусов и предпочтений личности

Воспитательная  Способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей личности

Компенсаторная Приводит внутреннюю жизнь человека к гармонии, наглядно свидетельствует об истине, добре, красоте в мире, а также стабилизирует психическое состояние личности

Коммуникативная        Лежит в основе межличностного общения: зрителей между собой по поводу произведения и зрителя с автором

Информационная Просвещает и распространяет знания

Давайте проиллюстрируем пару этих функций на примере.

Пример № 1.

Иван — художник. Он написал картину, на которой рыцарь побеждает огромного змея. Это типичный сюжет с моралью о противостоянии света и тьмы: зритель видит, что в любой ситуации добро в форме рыцаря в конце всегда побеждает зло — змея. Это раскрывает одну из функций искусства — ценностно-ориентирующую.

 

Когда эту картину повесят на выставке, люди придут смотреть и обсуждать её. Они смогут прочесть мысли автора на полотне, узнать его отношение к проблеме, которая изображена на картине. А затем — поговорить о морали произведения друг с другом и, возможно, даже поспорить. Так проявляется коммуникативная функция в искусстве.

Структура искусства

Искусство многогранно — оно представляет собой сложную систему из творческих жанров, стилей и видов. Давайте немного поговорим о том, как оно устроено.

Виды искусства

В разное время люди предлагали делить искусство на виды большим количеством способов. Например, в начале XIX века немецкий философ Фридрих Шеллинг предложил свою концепцию. Она состояла в том, чтобы различать искусства посредством выражения — делить их на реальные и идеальные.

К реальным видам искусства философ предложил отнести архитектуру, скульптуру, живопись и музыку. К идеальным же — всё, что связано со словом: поэзию и литературу. При этом последние Шеллинг считал более возвышенными формами, потому что они дают автору больше свободы и возможностей, чтобы выражать идеи.

Но в обществознании есть и другая система, которая делит искусства на виды по средствам выражения. Опишем их в таблице ниже.

Виды искусств по средствам выражения

Вид   Сущность  Пример

Пространственные (пластические) Зритель чаще воспринимает произведение через зрение.

Художественный образ раскрывается пластически — через пространственное построение.         Живопись, скульптура, фотография, архитектура, дизайн и т. д.

Временные (динамичные)     Зритель чаще воспринимает произведение через слух.

Художественный образ раскрывается с течением времени. Литература, поэзия, музыка

Пространственно-временные (зрелищные, синтетические)  Зритель воспринимает произведение одновременно слухом и зрением.

Художественный образ раскрывается и через пластику, и с течением времени         Театр, кино, хореография и т. д.

Тема № 12. Экономика — основа жизнедеятельности общества

1.  Роль экономики в жизни общества.

2.  Макроэкономические показатели и качество жизни.

3.  Предмет и методы экономической науки.

Курсы

Что такое экономика

Основа экономической сферы общества — экономика. Слово «экономика» происходит от двух греческих слов: oikos («домашнее хозяйство») и nomоs («закон»). Соответственно, в буквальном смысле слово «экономика» можно перевести как «наука ведения домашнего хозяйства». Однако в современном мире экономику понимают гораздо шире: 

  • как сферу общественной жизни, обеспечивающую удовлетворение потребностей людей (экономическая сфера жизни общества);
  • как способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на создание необходимых для потребления благ (экономика семьи, экономика фирмы, экономика государства);
  • как науку о хозяйственной деятельности людей, способах её рационального ведения.

Если соединить это всё, получится такое определение.

Экономика — любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ.

Суть экономики — создание экономических благ, то есть всего того, что способно удовлетворять человеческие потребности.

Экономические блага — товары, услуги и результаты работ, которые человек специально производит и которые доступны в меньшем объёме, чем это необходимо, и поэтому особым образом распределяются.

 Соответственно, экономика производит товары и услуги. Под товарами следует понимать продукты труда, способные удовлетворять человеческие потребности и произведённые для обмена, а под услугами — деятельность, приносящую полезный результат для потребителя. Например, мороженое, автомобиль, квартира — это товары, а новая стрижка, просмотр фильма в кинотеатре, установка пломбы у стоматолога — это услуги. 

Экономика отвечает на три вопроса, которые называют основными вопросами экономики: 

  • что производить, то есть какие товары и в каком количестве будут пользоваться спросом у потребителей;
  • как производить, то есть какую технику и оборудование, какие методы использовать при производстве товаров;
  • для кого производить, то есть кто будет потреблять эти товары.

Для производства товаров и услуг экономика нуждается в факторах производства.

Факторы производства — экономические ресурсы, необходимые для изготовления товаров и услуг.

К факторам производства относятся:

  • труд, то есть деятельность людей по производству товаров и услуг посредством использования своих физических и интеллектуальных способностей;
  • земля, то есть все виды природных ресурсов, существующие на нашей планете и пригодные для производства экономических благ;
  • капитал, то есть здания, сооружения, оборудование, денежные средства и другие ценности, которые требуются для производства экономических благ;
  • предпринимательские способности, то есть способности человека к ведению деятельности по производству экономических благ;
  • информация, то есть знания и сведения, необходимые для ведения деятельности по производству экономических благ.

Эти ресурсы всегда ограничены. Например, земля как фактор производства ограничена разведанным объёмом полезных ископаемых, водных и других ресурсов, а труд — численностью трудоспособного населения. Поэтому экономика должна отвечать и на ключевой вопрос: как удовлетворить максимум потребностей людей в условиях ограниченности ресурсов. 

 Виды экономической деятельности

В экономической деятельности выделяют четыре основные стадии: производствообменраспределение и потребление.

Производство — процесс создания товаров и услуг.

Например, рабочие собирают автомобили, кондитеры пекут торты, а репетиторы рассказывают о том, что такое экономика. 

Обмен — движение произведённых товаров и услуг от одного субъекта экономической деятельности к другому.

Например, мы приходим в автомагазин и покупаем автомобиль, приходим в кафе и заказываем торт, звоним по объявлению и договариваемся с репетитором о занятиях экономикой.

Распределение — совокупность действий по разделению произведённых товаров и услуг и дохода между субъектами экономической деятельности.

Например, автозавод распродал все автомобили и теперь распределяет заработанные деньги на зарплату рабочим и уплату налогов. То же самое делают кондитеры и репетиторы.

 

В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономическийМакроэкономика и микроэкономика представляют собой взаимосвязанные разделы экономики (как науки), изучающие соответствующие процессы в экономике (как хозяйстве). Как следует из названий этих разделов, они отличаются масштабом изучаемых экономических процессов Это проявляется в первую очередь в количестве и уровне субъектов экономики, представленных на этих уровнях анализа. Одни и те же экономические вопросы могут быть рассмотрены и в макроэкономике, и в микроэкономике, но их исследования будут носить различный характер. При этом для каждого уровня экономического анализа характерны устойчивые комплексы изучаемых экономических вопросов.

 Макроэкономика   

(от гр. markos — длинный, большой)  

Микроэкономика   

(от гр. mikros — малый)

Это наука о хозяйстве в целом, об экономике государства и даже мировой экономике.

Это наука о потребителях (домохозяйствах) и производителях, об отдельных отраслях экономики. 

Действуют три субъекта: фирма, домохозяйство и государство.

Действуют два субъекта: фирма и домохозяйство.

Исследует вопросы макроэкономического уровня: темпы экономического роста, показатели ВВП, изменение благосостояния населения, уровень инфляции, уровень безработицы и пр. — то, что характеризует общенациональные и международные экономические явления.

Исследует вопросы микроэкономического уровня: выбор потребителем продукции, бизнес-план фирмы, планирование семейного бюджета — причинно-следственные и функциональные связи, которые влияют на принятие экономических решений как отдельными людьми, так и фирмами.

Стремится более к стабильности.

Стремится более к динамике, росту.

Подчиняется принципу социального эффекта. Экономическая политика государства тесно связана с социальной политикой.

Подчиняется принципу рыночной целесообразности. Фирмы-производители стремятся к максимальному извлечению прибыли и не решают возникающие социальные проблемы.

Учёт различий между макро- и микроэкономикой помогает строить механизмы регулирования макро- и микроэкономических процессов.

Предмет экономической науки - то, что она постигает; формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами.

Методы экономической науки – те средства, которые используются для изучения предмета науки. Экономика использует 3 группы методов:

Общетеоретические

Метод научной абстракции – способ исследования, предполагающий выявление главного, существенного путем отвлечения от несущественного

Формально-логические

Индукция – способ познания, идущий от частного к общему, от реальной жизни к теоретическим обобщениям

Дедукция – способ познания, идущий от общего к частному, от теории к практике

Анализ – метод познания путем разделения целого на части и изучение особенностей каждой из этих частей

Виды: 1) позитивный (исследование экономических явлений такими, какие они есть; констатация фактов); 2) нормативный (оценочный, оценка причин и последствий того или иного явлений); 3) микроэкономический; 4) макроэкономический; 5) функциональный (выявление количественной зависимости 2-х переменных величин (1 – функция, 2 – аргумент); 6) предельный (выявление зависимости между дополнительными доходам и расходами, возникающими в связи с увеличением производства на 1 дополнительную единицу)

Синтез

Аналогия

Сравнение

Экономико-математические

Экономико-математическое моделирование – способ исследования путем построения простейших картин, выявление простейших представлений о том или ином экономическом явлении, процессе

Функции экономической науки:

Познавательная, позволяющая расширять познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире

Методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках

Практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении государственной политики

Прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий