Конституционное
право как отрасль российского права
1.Конституция Российской Федерации — основной закон
страны.
2. Структура Конституции РФ.
3. Основы конституционного строя России.
4.Правовой статус человека в демократическом правовом
государстве.
5.Избирательные
системы и их виды
Конституция (от лат.
constitutio — установление, устройство) Российской Федерации — Основной закон
России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной
власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.
Особенности
Конституции РФ, обусловливающие её центральное
место в правовой системе
Наименование особенностей |
Их подтверждение |
Принимается народом
(или от его имени) |
12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования граждан на референдуме был
одобрен проект
Конституции РФ |
Имеет учреди-
тельный характер |
В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и
государственного устройства |
Обладает высшей юридической силой |
Об этом прямо
сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция
имеет прямое действие и применяет- ся на
всей территории России. Законы и иные
нор- мативные правовые акты,
принимаемые в РФ,
не должны противоречить Основному закону |
Имеет все- охватываю- щий характер |
Конституция РФ распространяется на все сферы общественной жизни
(экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она ре- гулирует базовые основы общественных отношений |
Является осно- вой для всех иных
источни- ков права |
Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и сис- темы законодательства. Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты
принимают различные орга- ны, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конститу- ции РФ названы многие
федеральные конституци- онные законы и федеральные законы, которые
должны быть приняты в соответствии с ней |
Отличает особый
поря- док охраны |
Ст. 80 (ч. 2)
Конституции РФ устанавливает, что
Президент России является её гарантом. В своей
присяге он обязуется соблюдать и
защищать Кон- ституцию РФ
(ч. 1, ст.
82). Президент имеет
право приостанавливать действие актов
органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и
Государственная Дума могут инициировать в Конституционном суде
РФ процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных правовых актов, указанных в ст. 125
Основного закона РФ.
Конституционный суд РФ
— это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции |
2 вопрос.
Структура Конституции РФ
Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов.
Преамбула
Провозглашается,
что народ России принимает данную
Конституцию; закрепляются демократические и
гуманистические ценности; определяется
место России в современном мире.
Первый раздел
№ гла- вы |
Название главы (конституционные статьи) |
Предмет регулирования |
1 |
Основы
конституционного
строя (1—16) |
Сущность государства; правовое положение человека и
гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения
государства и религии |
2 |
Права и свободы человека и гражданина (17—64) |
Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные
обязанности человека и гражданина |
3 |
Федеративное устройство (65—79.1) |
Конституционный статус Российской Федерации и
её субъектов; взаимоотношения между федеральной
властью и субъектами Федерации |
4 |
Президент
Российской Федерации (80—93) |
Статус Президента РФ как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента РФ от должности |
5 |
Федеральное
собрание (94—109) |
Основы организации и деятельности Федерального собрания, его статус; порядок
формирования и компетенция; нормы
законодательного процесса |
6 |
Правительство Российской Феде- рации (110—117) |
Порядок формирования Правительства РФ, его структура, уровень
компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству РФ |
7 |
Судебная
власть и прокуратура(118—129) |
Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства;
порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного судов
РФ; Прокуратура РФ |
8 |
Местное самоуправление (130—133) |
Система и функции местного самоуправления; гарантии
местного самоуправления |
9 |
Конституционные
поправки и пересмотр Конститу-
ции (134—137) |
Порядок изменения и дополнения действующей Конституции РФ; её пересмотр |
Второй
раздел
Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия
прежней Конституции; о соотношении Конституции РФ и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных
нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях,
на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
3
вопрос.
Конституционный
строй — система экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Конституция РФ впервые применяет понятие «основы конституционного строя». Оно
заменило понятие
«общественное устройство», содержащееся
в Конституции РСФСР 1937 г., и понятие
«основа общественного строя и политики» — в Конституции РСФСР 1978 г.
Принципы
(базовые начала) конституционного строя Российской Федерации
Наименование принципа |
Его
сущность (статьи Конституции РФ) |
Основы
организации го- сударственной власти: · Суверенитет народа |
Признание народа единственным источником власти,
возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ обладает
политическими и социально- экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими его реальное участие в управлении делами
общества и государства (ст.
1, 2, 3, 4) |
· Федерализм |
Децентрализация
государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между
Российской Федерацией, её субъектами и органами местного самоуправления (ст. 1, 5) |
· Республиканская форма правления |
Избрание
или назначение высших органов власти
на определённый срок;
сфера компетенции органов власти
разграниче- на (ст. 1) |
· Разделение властей |
Законодательство, исполнение законов и контроль за
соблюдением законности осуществляется
относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом
разграничении их полномочий (ст. 10, 11) |
· Правовое
государство |
Установление верховенства закона в общественной
жизни, существование системы социального контроля над властью и наличие
эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищённость личности и
обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных
прав и свобод (ст. 1, 4, 15, 18) |
· Приоритет
между- народного права |
Подписанные и
ратифицированные РФ международные договоры обладают более высокой юридической
силой, чем внутреннее законодательство. Общепризнан- ные принципы и нормы
международного права и международные договоры РФ яв- ляются составной частью
правовой систе- мы РФ (ст. 15) |
Основы взаимоотноше- ний государства и чело- века,
гражданина, пра- вового статуса человека и гражданина: · Признание
человека, его прав высшей цен- ностью |
Соблюдение и защита прав и свобод
чело- века и гражданина является главной обязанностью государства (ст. 2) |
· Единый и равный
характер российского гражданства |
Гражданство
РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом,
является единым и равным независимо от оснований приобретения (ст. 6) |
· Демократическое
государство |
Признание и обеспечение суверенитета
народа, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1, 2, 3, 30, 32) |
Основы организации жизни гражданского общества: · Социальное
государство |
Создание экономических и юридических
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление
комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп населения (ст. 7) |
· Светское государство |
Отсутствие государственной религии:
ни одно вероучение не признаётся обязательным или предпочтительным (ст. 14,
28) |
·
Идеологический и политический
плюрализм |
Установление
запрета на признание какой-либо идеологии в качестве официальной
(главенствующей). Основа для
утверждения в обществе по- литического многообразия, провозглашение свободы
политических мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности
оппозиции, для утверждения в стране многопартийности (ст. 13) |
· Многообразие и равноправие форм собственности |
Признание различных форм собственности
(государственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности
любой формы (ст. 8, 9) |
4.вопрос.
Правовой статус – это юридически закрепленное положение
субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и
обязанностей.
Правовой статус
фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное
положение в обществе. Правовой статус – есть признанная Конституцией и
законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также
полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они
выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро
правового статуса.
Правовой статус
личности - есть признанная КРФ совокупность прав и
обязанностей
субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с
помощью которых они выполняют свои специальные роли.
В структуре правового статуса выделяют такие элементы, как:
1) права и обязанности (если субъективное
право – есть вид и мера юридически возможного поведения, призванная
удовлетворять интересы субъекта права, то юридическая обязанность – вид
и мера юридически необходимого поведения, призванная удовлетворять интересы
уп-равомоченной стороны, контрагента);
2) законные интересы ( стремления
субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях
обращаться за защитой к компетентным органам – в целях удовлетворения своих
потребностей, не противоречащих общественным);
3) правосубъектность (это способность
лица иметь и осуществлять непосредственно или через представителя субъективные
права и юридические обязанности, то есть быть субъектом права; это синтез
правоспособности и дееспособности, другими словами, праводееспособность);
4) гражданство (это устойчивая правовая
связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав,
обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства,
прав и свобод человека; подобная связь выражается во взаимоотношениях между
государством и его гражданином: государство гарантирует гражданину обеспечение
его прав и законных интересов, защищает и покровительствует ему за границей, а
гражданин обязан соблюдать законодательство данного государства, в том числе
выполнять установленные им обязанности);
5) юридическая ответственность;
6) правовые принципы и т. п.
Основные
принципы правового статуса человека и гражданина:
- равноправие
(равенство всех перед законом и судом, равенство человека и гражданина,
равенство мужчины и женщины);
-
гарантированность прав и свобод государством (права и свободы защищаются
принудительной силой государства);
- неотъемлемость
прав и свобод (права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку с рождения);
- наличие наряду с
правами обязанностей.
Правовой статус личности бывает:
1. общий – статус
лица как гражданина государства закреплено в КРФ.
2. специальный –
фиксирует особенности положения отдельных категорий
граждан (студент,
адвокат), обеспечивает возможности выполнения их фактически.
3. индивидуальный
– статус отдельного лица (пол, возраст, семейное
положение,
должность) и представляет совокупность персонифицированных прав и обязанностей
личности.
5
вопрос.
Избирательная система – это политический институт, в функции которого
входят организация политических выборов, способы голосования, подведение итогов
голосования и распределение мандатов.
Мандат (от лат. mandatum –
поручение) – это документ, подтверждающий полномочия депутата, предоставленные
избирателями.
Структура(компоненты) избирательной
системы
1) Избирательное право. Оно понимается в
широком и узком смысле:
1.
Избирательное право в широком смысле – это избирательное законодательство, т.е.
совокупность правовых норм, регулирующих избирательные процессы. Важнейшие
из этих законов: Конституция РФ Федеральный закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Избирательное право в узком смысле – это право гражданина избирать (активное
избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право).
2) Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов.
Он включает следующие стадии:
1.
Назначение выборов (она заключается в установлении дня голосования, который может быть
только календарным выходным днем).Например, в соответствии с Конституцией
Российской Федерации выборы Президента
Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не
ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Выборы
депутатов Государственной Думы
нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о
назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее
чем за 90 дней до дня голосования.
2. Составление
списков избирателей (это избирательные документы, определяющие
круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на
территории конкретного избирательного участка).
3. Образование
избирательных округов (это территории, которые образованы согласно
соответствующему избирательному законодательству и от которых непосредственно
гражданами избираются депутаты представительных органов и выборные должностные
лица).
4. Образование
избирательных участков (эти территориальные единицы объединяют
избирателей общим местом голосования).
5. Образование
избирательных комиссий (это коллегиальные органы, на которые
возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов).
. Выдвижение
кандидатов (здесь определяется круг лиц, из числа которых будут
избраны депутаты, губернаторы, Президент).
7. Предвыборная
агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ,
избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых
законом формах вести агитацию за или против любого кандидата или
избирательного объединения).
8. Голосование (это
самая главная стадия избирательного процесса, так как именно в результате ее
реализации происходит народное волеизъявление).
9. Подсчет
голосов и установление результатов выборов (поданные голоса
подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в
вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число
действительных голосов, т.е. избирательные бюллетени должны быть установленной
формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей).
Принципы демократической избирательной
системы
1.
Равное избирательное право. Это равенство
голосов избирателей и возможностей кандидатов. Например, всем кандидатам
обеспечивается равное время в телеэфире для дебатов и агитации, и каждый
кандидат должен представлять равное число граждан.
2.
Всеобщее избирательное право. Это право любого
дееспособного гражданина избирать и быть избранным. Например, не допускается
дискриминация граждан по половому, расовому, национальному, религиозному и иным
признакам. Единственные цензы (ограничения для избирателей) – возрастной ценз и
ценз гражданства.
3.
Прямое избирательное право. Это голосование
непосредственно за кандидата
4.
Состязательность. Это альтернативность выборов,
наличие на них больше чем одного кандидата и отсутствие давления на кандидатов.
5.
Тайное голосование. Это значит, что избиратель делает
свой выбор втайне от других, чаще всего в специальной кабине.
6.
Гласность. Это контроль общественности за
проведением выборов. Например, на избирательных участках всегда обеспечивается
присутствие наблюдателей от кандидатов и партий, участвующих в выборах.
7.
Свободное избирательное право. Это добровольность
участия граждан в выборах, запрет давления на них.
Виды избирательных систем
1) Мажоритарная избирательная система (от фр.
majoritaire – большинство) – мандат
принадлежит тому кандидату, который набрал большинство голосов. В выборах
обычно участвуют отдельные кандидаты, стремящиеся занять персональную должность
(например, пост Президента РФ),
Виды мажоритарной системы:
·
мажоритарная система
относительного большинства – кандидату для победы нужно набрать больше
голосов, чем другие кандидаты,
·
мажоритарная система
абсолютного большинства – кандидату для победы нужно набрать 50% + 1 голос,
·
мажоритарная система
квалифицированного большинства – кандидату для победы нужно набрать 2/3,
3/4 и т. д. от общего числа голосов. Применяется для серьезных голосований,
решающих судьбу страны.
Плюсы мажоритарной системы:
·
Прямая ответственность депутата перед избирателями.
·
Единство и устойчивость правящего большинства (если по мажоритарной системе
избирается парламент),
Минусы мажоритарной системы:
·
Не учёт мнения меньшинства.
2) Пропорциональная избирательная система –мандаты распределяются между партиями
пропорционально числу поданных за них голосов. В выборах обычно участвуют
партии, стремящиеся пройти в коллективный орган власти (например,
Государственная Дума РФ), голосование проходит в едином общенациональном избирательном округе.
Плюсы пропорциональной системы:
·
Действительно отражает желания избирателей, в том числе меньшинства.
·
Действительно отражает расстановку политических сил, все основные партии.
Минусы пропорциональной
системы:
·
В парламенте может быть множество мелких фракций, которые задерживают
принятие важных решений.
·
Избранным депутатам трудно прийти к единому мнению, если они принадлежат к противоположным
политическим силам.
·
Избранные кандидаты не
знакомы избирателям, т.к. те голосуют за партию, а не за кандидата. Это значит, что депутаты
определяются своей партией, а не избирателями, что можно считать ущемлением
принципа прямого избирательного права.
3) Смешанная
избирательная система – сочетание
мажоритарной и пропорциональной систем при выборах в один орган. Т.е. часть
парламента избирается по партийным спискам, а часть – по одномандатным округам.
Например, по смешанной системе проходят выборы в США, в Австралии
С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу
проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225)
Государственной думы РФ будет избиралась по одномандатным округам по
мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по
пропорциональной системе с процентным барьером в 5%.
Комментариев нет:
Отправить комментарий