вторник, 9 мая 2023 г.

Лекция (для ОИБАС) Конституционное право как отрасль российского права

 

Конституционное право как отрасль российского права

1.Конституция Российской Федерации — основной закон страны.

2. Структура Конституции РФ.

3. Основы конституционного строя России.

4.Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.

 5.Избирательные системы и их виды

 

Конституция (от лат. constitutio — установление, устройство) Российской Федерации — Основной закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Особенности Конституции РФ, обусловливающие её центральное место в правовой системе

 

Наименование особенностей

Их подтверждение

Принимается народом (или от его имени)

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования граждан на референдуме был одобрен проект Конституции РФ

Имеет учреди- тельный характер

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства

Обладает высшей юридической

силой

Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяет- ся на всей территории России. Законы и иные нор- мативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Основному закону

Имеет все- охватываю- щий характер

Конституция РФ распространяется на все сферы общественной жизни (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она ре- гулирует базовые основы общественных отношений

Является осно- вой для всех иных источни- ков права

Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и сис- темы законодательства. Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные орга- ны, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конститу- ции РФ названы многие федеральные конституци- онные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней

Отличает особый поря- док охраны

Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является её гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Кон- ституцию РФ (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном суде РФ процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных правовых актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный суд РФ это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции

 

2 вопрос.

Структура Конституции РФ

Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов.

 

Преамбула

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел

 

№ гла- вы

Название главы (конституционные статьи)

 

Предмет регулирования

1

Основы конституционного строя (1—16)

Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии

2

Права и свободы человека и гражданина (17—64)

Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина

3

Федеративное устройство (65—79.1)

Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации

4

Президент Российской Федерации (80—93)

Статус Президента РФ как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента РФ от должности

5

Федеральное собрание (94—109)

Основы организации и деятельности Федерального собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса

6

Правительство Российской Феде- рации (110—117)

Порядок формирования Правительства РФ, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству РФ

7

Судебная власть и прокуратура(118—129)

Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного судов РФ; Прокуратура РФ

8

Местное самоуправление (130—133)

Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления

9

Конституционные поправки и пересмотр Конститу- ции (134—137)

Порядок изменения и дополнения действующей Конституции РФ; её пересмотр

Второй раздел

Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции РФ и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

 

3 вопрос.

Конституционный строй система экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Конституция РФ впервые применяет понятие «основы конституционного строя». Оно заменило понятие

«общественное устройство», содержащееся в Конституции РСФСР 1937 г., и понятие «основа общественного строя и политики» в Конституции РСФСР 1978 г.

 

Принципы (базовые начала) конституционного строя Российской Федерации

 

Наименование принципа

Его сущность (статьи Конституции РФ)

Основы организации го- сударственной власти:

·   Суверенитет народа

 

 

Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ обладает политическими и социально- экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими его реальное участие в управлении делами общества и государства (ст. 1, 2, 3, 4)

·   Федерализм

Децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между Российской Федерацией, её субъектами и органами местного самоуправления (ст. 1, 5)

·   Республиканская форма правления

Избрание или назначение высших органов власти на определённый срок; сфера компетенции органов власти разграниче- на (ст. 1)

·   Разделение властей

Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляется относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий (ст. 10, 11)

·   Правовое государство

Установление верховенства закона в общественной жизни, существование системы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищённость личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод (ст. 1, 4, 15, 18)

·   Приоритет между- народного права

Подписанные и ратифицированные РФ международные договоры обладают более высокой юридической силой, чем внутреннее законодательство. Общепризнан- ные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ яв- ляются составной частью правовой систе- мы РФ (ст. 15)

Основы взаимоотноше- ний государства и чело- века, гражданина, пра- вового статуса человека и гражданина:

·   Признание человека, его прав высшей цен- ностью

 

 

 

 

 

Соблюдение и защита прав и свобод чело- века и гражданина является главной обязанностью государства (ст. 2)

·   Единый и равный характер российского гражданства

Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (ст. 6)

·   Демократическое государство

Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1, 2, 3, 30, 32)

Основы организации жизни гражданского общества:

·   Социальное государство

 

 

 

Создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп населения (ст. 7)

·   Светское государство

Отсутствие государственной религии: ни одно вероучение не признаётся обязательным или предпочтительным (ст. 14, 28)

·   Идеологический и политический плюрализм

Установление запрета на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (главенствующей).

Основа для утверждения в обществе по- литического многообразия, провозглашение свободы политических мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции, для утверждения в стране многопартийности (ст. 13)

·   Многообразие

и равноправие форм собственности

Признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой формы (ст. 8, 9)

 

4.вопрос.

Правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей.

 

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус – есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

 

Правовой статус личности - есть признанная КРФ совокупность прав и

обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои специальные роли.

 

В структуре правового статуса выделяют такие элементы, как:

 

1) права и обязанности (если субъективное право – есть вид и мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять интересы субъекта права, то юридическая обязанность – вид и мера юридически необходимого поведения, призванная удовлетворять интересы уп-равомоченной стороны, контрагента);

 

2) законные интересы ( стремления субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам – в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным);

 

3) правосубъектность (это способность лица иметь и осуществлять непосредственно или через представителя субъективные права и юридические обязанности, то есть быть субъектом права; это синтез правоспособности и дееспособности, другими словами, праводееспособность);

 

4) гражданство (это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека; подобная связь выражается во взаимоотношениях между государством и его гражданином: государство гарантирует гражданину обеспечение его прав и законных интересов, защищает и покровительствует ему за границей, а гражданин обязан соблюдать законодательство данного государства, в том числе выполнять установленные им обязанности);

 

5) юридическая ответственность;

 

6) правовые принципы и т. п.

 

Основные принципы правового статуса человека и гражданина:

- равноправие (равенство всех перед законом и судом, равенство человека и гражданина, равенство мужчины и женщины);

- гарантированность прав и свобод государством (права и свободы защищаются принудительной силой государства);

- неотъемлемость прав и свобод (права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку с рождения);

- наличие наряду с правами обязанностей.

 

Правовой статус личности бывает:

1. общий – статус лица как гражданина государства закреплено в КРФ.

2. специальный – фиксирует особенности положения отдельных категорий

граждан (студент, адвокат), обеспечивает возможности выполнения их фактически.

3. индивидуальный – статус отдельного лица (пол, возраст, семейное

положение, должность) и представляет совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

 

5 вопрос.

Избирательная система – это политический институт, в функции которого входят организация политических выборов, способы голосования, подведение итогов голосования и распределение мандатов.

Мандат (от лат. mandatum – поручение) – это документ, подтверждающий полномочия депутата, предоставленные избирателями.

Структура(компоненты) избирательной системы

1) Избирательное право. Оно понимается в широком и узком смысле:

1.                 Избирательное право в широком смысле – это избирательное законодательство, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих избирательные процессы. Важнейшие из этих законов: Конституция РФ Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Избирательное право в узком смысле – это право гражданина избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право).

2) Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов.

Он включает следующие стадии:

1.     Назначение выборов (она заключается в установлении дня го­лосования, который может быть только календарным выходным днем).Например, в соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

2. Составление списков избирателей (это избирательные докумен­ты, определяющие круг граждан, обладающих активным избиратель­ным правом и проживающих на территории конкретного избиратель­ного участка).

3. Образование избирательных округов (это территории, которые образованы согласно соответствующему избирательному законодательству и от которых непосредственно гражданами избираются депу­таты представительных органов и выборные должностные лица).

4. Образование избирательных участков (эти территориальные еди­ницы объединяют избирателей общим местом голосования).

5. Образование избирательных комиссий (это коллегиальные ор­ганы, на которые возлагается организационное руководство подготов­кой и проведением выборов).

Выдвижение кандидатов (здесь определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, губернаторы, Президент).

7. Предвыборная агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или про­тив любого кандидата или избирательного объединения).

8. Голосование (это самая главная стадия избирательного процес­са, так как именно в результате ее реализации происходит народное волеизъявление).

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов (поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т.е. избирательные бюл­летени должны быть установленной формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей).

Принципы демократической избирательной системы

1.                 Равное избирательное право. Это равенство голосов избирателей и возможностей кандидатов. Например, всем кандидатам обеспечивается равное время в телеэфире для дебатов и агитации, и каждый кандидат должен представлять равное число граждан.

2.                 Всеобщее избирательное право. Это право любого дееспособного гражданина избирать и быть избранным. Например, не допускается дискриминация граждан по половому, расовому, национальному, религиозному и иным признакам. Единственные цензы (ограничения для избирателей) – возрастной ценз и ценз гражданства.

3.                 Прямое избирательное право. Это голосование непосредственно за кандидата

4.                 Состязательность. Это альтернативность выборов, наличие на них больше чем одного кандидата и отсутствие давления на кандидатов.

5.                 Тайное голосование. Это значит, что избиратель делает свой выбор втайне от других, чаще всего в специальной кабине.

6.                 Гласность. Это контроль общественности за проведением выборов. Например, на избирательных участках всегда обеспечивается присутствие наблюдателей от кандидатов и партий, участвующих в выборах.

7.                 Свободное избирательное право. Это добровольность участия граждан в выборах, запрет давления на них.

 

 

Виды избирательных систем

1) Мажоритарная избирательная система (от фр. majoritaire – большинство) – мандат принадлежит тому кандидату, который набрал большинство голосов. В выборах обычно участвуют отдельные кандидаты, стремящиеся занять персональную должность (например, пост Президента РФ),

 Виды мажоритарной системы:

·                     мажоритарная система относительного большинства – кандидату для победы нужно набрать больше голосов, чем другие кандидаты,

·                     мажоритарная система абсолютного большинства – кандидату для победы нужно набрать 50% + 1 голос,

·                     мажоритарная система квалифицированного большинства – кандидату для победы нужно набрать 2/3, 3/4 и т. д. от общего числа голосов. Применяется для серьезных голосований, решающих судьбу страны.

Плюсы мажоритарной системы:

·                     Прямая ответственность депутата перед избирателями.

·                     Единство и устойчивость правящего большинства (если по мажоритарной системе избирается парламент),

Минусы мажоритарной системы:

·                     Не учёт мнения меньшинства.

2) Пропорциональная избирательная система –мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов. В выборах обычно участвуют партии, стремящиеся пройти в коллективный орган власти (например, Государственная Дума РФ), голосование проходит в едином общенациональном избирательном округе.

Плюсы пропорциональной системы:

·                     Действительно отражает желания избирателей, в том числе меньшинства.

·                     Действительно отражает расстановку политических сил, все основные партии.

Минусы пропорциональной системы:    

·                     В парламенте может быть множество мелких фракций, которые задерживают принятие важных решений.

·                     Избранным депутатам трудно прийти к единому мнению, если они принадлежат к противоположным политическим силам.

·                     Избранные кандидаты не знакомы избирателям, т.к. те голосуют за партию, а не за кандидата. Это значит, что депутаты определяются своей партией, а не избирателями, что можно считать ущемлением принципа прямого избирательного права.

3) Смешанная избирательная система – сочетание мажоритарной и пропорциональной систем при выборах в один орган. Т.е. часть парламента избирается по партийным спискам, а часть – по одномандатным округам. Например, по смешанной системе проходят выборы в США, в Австралии

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избиралась по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий