среда, 29 марта 2023 г.

Лекция 14 (для ПСО) Избирательные системы и их виды

 

Избирательные системы и их виды.

1.Избирательные системы и их виды.

2.Понятие референдума.

3. Гражданское общество.

 

 

 

1.вопрос.

Избирательная система – это политический институт, в функции которого входят организация политических выборов, способы голосования, подведение итогов голосования и распределение мандатов.

Мандат (от лат. mandatum – поручение) – это документ, подтверждающий полномочия депутата, предоставленные избирателями.

Структура(компоненты) избирательной системы

1) Избирательное право. Оно понимается в широком и узком смысле:

1.                 Избирательное право в широком смысле – это избирательное законодательство, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих избирательные процессы. Важнейшие из этих законов: Конституция РФ Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Избирательное право в узком смысле – это право гражданина избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право).

2) Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов.

Он включает следующие стадии:

1.     Назначение выборов (она заключается в установлении дня го­лосования, который может быть только календарным выходным днем).Например, в соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

2. Составление списков избирателей (это избирательные докумен­ты, определяющие круг граждан, обладающих активным избиратель­ным правом и проживающих на территории конкретного избиратель­ного участка).

3. Образование избирательных округов (это территории, которые образованы согласно соответствующему избирательному законодательству и от которых непосредственно гражданами избираются депу­таты представительных органов и выборные должностные лица).

4. Образование избирательных участков (эти территориальные еди­ницы объединяют избирателей общим местом голосования).

5. Образование избирательных комиссий (это коллегиальные ор­ганы, на которые возлагается организационное руководство подготов­кой и проведением выборов).

Выдвижение кандидатов (здесь определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, губернаторы, Президент).

7. Предвыборная агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или про­тив любого кандидата или избирательного объединения).

8. Голосование (это самая главная стадия избирательного процес­са, так как именно в результате ее реализации происходит народное волеизъявление).

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов (поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т.е. избирательные бюл­летени должны быть установленной формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей).

Принципы демократической избирательной системы

1.                 Равное избирательное право. Это равенство голосов избирателей и возможностей кандидатов. Например, всем кандидатам обеспечивается равное время в телеэфире для дебатов и агитации, и каждый кандидат должен представлять равное число граждан.

2.                 Всеобщее избирательное право. Это право любого дееспособного гражданина избирать и быть избранным. Например, не допускается дискриминация граждан по половому, расовому, национальному, религиозному и иным признакам. Единственные цензы (ограничения для избирателей) – возрастной ценз и ценз гражданства.

3.                 Прямое избирательное право. Это голосование непосредственно за кандидата

4.                 Состязательность. Это альтернативность выборов, наличие на них больше чем одного кандидата и отсутствие давления на кандидатов.

5.                 Тайное голосование. Это значит, что избиратель делает свой выбор втайне от других, чаще всего в специальной кабине.

6.                 Гласность. Это контроль общественности за проведением выборов. Например, на избирательных участках всегда обеспечивается присутствие наблюдателей от кандидатов и партий, участвующих в выборах.

7.                 Свободное избирательное право. Это добровольность участия граждан в выборах, запрет давления на них.

 

 

Виды избирательных систем

1) Мажоритарная избирательная система (от фр. majoritaire – большинство) – мандат принадлежит тому кандидату, который набрал большинство голосов. В выборах обычно участвуют отдельные кандидаты, стремящиеся занять персональную должность (например, пост Президента РФ),

 Виды мажоритарной системы:

·                     мажоритарная система относительного большинства – кандидату для победы нужно набрать больше голосов, чем другие кандидаты,

·                     мажоритарная система абсолютного большинства – кандидату для победы нужно набрать 50% + 1 голос,

·                     мажоритарная система квалифицированного большинства – кандидату для победы нужно набрать 2/3, 3/4 и т. д. от общего числа голосов. Применяется для серьезных голосований, решающих судьбу страны.

Плюсы мажоритарной системы:

·                     Прямая ответственность депутата перед избирателями.

·                     Единство и устойчивость правящего большинства (если по мажоритарной системе избирается парламент),

Минусы мажоритарной системы:

·                     Не учёт мнения меньшинства.

2) Пропорциональная избирательная система –мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов. В выборах обычно участвуют партии, стремящиеся пройти в коллективный орган власти (например, Государственная Дума РФ), голосование проходит в едином общенациональном избирательном округе.

Плюсы пропорциональной системы:

·                     Действительно отражает желания избирателей, в том числе меньшинства.

·                     Действительно отражает расстановку политических сил, все основные партии.

Минусы пропорциональной системы:    

·                     В парламенте может быть множество мелких фракций, которые задерживают принятие важных решений.

·                     Избранным депутатам трудно прийти к единому мнению, если они принадлежат к противоположным политическим силам.

·                     Избранные кандидаты не знакомы избирателям, т.к. те голосуют за партию, а не за кандидата. Это значит, что депутаты определяются своей партией, а не избирателями, что можно считать ущемлением принципа прямого избирательного права.

3) Смешанная избирательная система – сочетание мажоритарной и пропорциональной систем при выборах в один орган. Т.е. часть парламента избирается по партийным спискам, а часть – по одномандатным округам. Например, по смешанной системе проходят выборы в США, в Австралии

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избиралась по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. 

 

 

2.ВОПРОС

 

Согласно ФКЗ от 28.06. 2004г. «О референдуме Российской Федерации»,

Референдум – это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения.

Виды референдумов:

1) в зависимости от содержания законопроекта –

конституционный

обыкновенный

по территории референдумы делятся на:

референдум РФ

референдум субъекта РФ

местный референдум.

На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

 

Назначает Всероссийский референдум Президент РФ по инициативе:

1) не менее чем 2-х млнм а . российских граждан;

2) Конституционного Собрания, предлагающего принять новую Конституции РФ;

3) Федерального органа государственной власти, если это предусмотрено международным договором РФ либо ФКЗ.

 

Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам Российской Федерации не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума (далее - региональная подгруппа) должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.

Инициативная группа по проведению референдума обязана собрать в поддержку инициативы проведения референдума не менее двух миллионов подписей участников референдума. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 50 тысяч.

2. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.

 

На референдум НЕ могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

 

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

 

 

 

3.ВОПРОС

 

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, т. е. общественных отношений вне рамок властно-государственных структур. Вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства как такового. 

Предпосылки гражданского общества:

1) экономические — частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция;
2) социальные — большой удельный вес в обществе среднего класса;
3) политико-правовые — юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм;
4) культурные — обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.

Структура гражданского общества

- Политические партии и организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти.
- Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные).
- Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества.
- Научные и культурные организации, спортивные общества.
- Независимые средства массовой информации.
- Церковь.
- Семья.

Функции гражданского общества:

1) Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.
2) Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
3) Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

 

Признаки гражданского общества:

 

1.     В гражданском обществе закон имеет решающее значение во всех сферах жизни общества;

2.     Для гражданского общества характерно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3.     Присутствует взаимная ответственность личности и государства друг перед другом;

4.     Права и свободы граждан реальны и не нарушаются, в случае их нарушения следует незамедлительное наказание;

5.     Для гражданского общества характерно свободное функционирование различных партий, организаций и объединений, которые действуют в рамках конституции;

6.     Свободная ретрансляция различных идеологических концепций, течений, взглядов; Обеспечение законности и правопорядка в обществе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий