Международные организации.
1. Международные
организации.
2.
Европейский суд по правам человека.
3.
Международные споры и международно-правовая ответственность.
Международные организации —
объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на
основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет
свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики
деятельности, нет). Международные организации делятся на международные
межправительственные (межгосударственные) организации и международные
неправительственные (негосударственные, общественные) организации.
Международные
межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств
или государственных институций, созданные на основе международного договора
между государствами или их уполномоченными институциями. Признаки:
- иметь учредительный характер, т.е.
международный договор особого рода, создающий международную организацию и
определяющий ее юридическую природу;
- обладать международной
правосубъектностью, т.е. иметь международные права и обязанности, производные
от создавших ее государств;
- иметь четко определенную
организационную структуру, т.е. систему органов среди которых, как правило,
выделяются: высшие органы, исполнительные органы, административные органы во
главе с высшим административным должностным лицом организации (Генеральный
секретарь) и комплекс специальных комитетов и комиссий;
- имеет определенные цели
деятельности;
- в своей деятельности не
противоречить нормам международного права.
Международные организации можно
классифицировать по различным основаниям:
1) по сфере действия: универсальные
и региональные (ООН - Европейский Союз);
2) по цели деятельности: общие и
специальные (Лига арабских государств - Международная организация труда);
3) по социально-экономической
сущности участвующих в международной организации государств: международные
организации развивающихся государств, развитых государств, смешанного типа
(Организация государств Юго-Восточной Азии АСЕАН - Мировой банк - ЮНЕСКО).
Международные
межправительственные организации отличаются от международных неправительственных организаций
следующими признаками, характеризующими неправительственный характер последних:
1) не имеют цели извлечения прибыли;
2) членами организации являются не
субъекты международного права;
3) обладают консультативным статусом
при международных межправительственных организациях;
4) финансируются из более чем одного
государства и за счет членских взносов членов организации.
Например, существуют религиозные (Экуменический совет церквей),
спортивные (Международная федерация футбола - ФИФА), правозащитные
(«Международная амнистия»), экологические («Гринпис»), политические
(Социалистический Интернационал, Международный демократический союз).
Европейский суд по правам человека
(далее - ЕСПЧ,) - это судебный орган Совета Европы, созданный в соответствии с
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме
04.11.1950) (ст. 19 Конвенции). Суд
контролирует выполнение Конвенции государствами-участниками путем рассмотрения
жалоб на ее нарушения, являясь высшей судебной инстанцией по вопросам
соблюдения государствами-участниками своих обязательств в соответствии с
Конвенцией. ЕСПЧ работает на постоянной основе (ст. 19 Конвенции), число судей
в нем равно числу Высоких Договаривающихся Сторон (ст. 20 Конвенции).
Правом на обращение в ЕСПЧ обладают любые
физические лица, неправительственные организации или группы частных лиц, которые
утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств - участников
Конвенции прав, гарантируемых Конвенцией или Протоколами к ней (ст. 34
Конвенции).
Согласно ч. 1 ст. 35 Конвенции суд может
принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все
внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными
нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения
национальными органами окончательного решения по делу.
При этом к производству не принимаются
анонимные жалобы и жалобы, аналогичные тем, которые уже были рассмотрены ЕСПЧ
или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или
урегулирования, и если они не содержат новых относящихся к делу фактов (ч. 2
ст. 35 Конвенции).
Подача жалобы в ЕСПЧ не требует уплаты
каких-либо пошлин или сборов, поскольку процедура рассмотрения дела является
бесплатной.
Жалоба подается в письменной форме в одном
экземпляре, содержащем подлинную подпись заявителя или его представителя
Различают
два основных вида международных разногласий: спор и
ситуацию.
Спор — это совокупность взаимных
притязаний субъектов международного права по неурегулированным вопросам,
касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.
Под ситуацией понимается
совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между
субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации
состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация
— это состояние потенциального спора.
Классификация международных
споров может производится по
различным основаниям:
·
по характеру
спора: юридические или политические;
·
по объекту или
предмету спора: территориальные, торговые, инвестиционные, экологические и т.
д.;
·
по степени
опасности для международного мира и безопасности: угрожающие международному
миру и безопасности или не угрожающие международному миру и безопасности;
·
по
географическому охвату: локальные, региональные, глобальные;
·
по числу
субъектов: двусторонние или многосторонние;
·
по видам
субъектов: споры между государствами или споры с участием международных
организаций;
·
по уровню
представительства сторон: межгосударственные, межправительственные,
межведомственные.
Международно-правовая
ответственность -
это неблагоприятные юридические последствия,наступающие в результате нарушения
субъектом международного права своего международного обязательства.
Под данной
ответственностью понимается юридическая обязанность субъекта-правонарушителя
ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного
права в результате совершенного международного правонарушения.
Международные
правонарушения подразделяют
на 2 вида:
- Международные
деликты-нарушение обязательства
- Международные
преступления-наиболее тягчайший деликт, посягающий на международный
правопорядок,нарушающий мир и безопасность.
Субъекты международной правовой
ответственности-только субъекты международного права.
Виды и формы
международной правовой ответственности:
2 вида:
-Политическая(моральная)
-Материальная
Политическая
ответственность наступает в результате нарушения нормы международного права,
даже если не наступил материальный ущерб.
К формам
политической ответственности можно отнести:
1. Сатисфакции - принесение извинений, выражение
сожалений,заверение,что подобного больше не повторится,
2.
Приостановление прав и привилегий,вытекающих из членства в
международной организации-лишение права голоса в международной организаций,например,за
неуплату членского взноса.
3.
Исключение из международной организации-крайние меры.
Материальная
ответственность наступает
в силу факта нарушения нормы международного права и наступления
соответствующего материального ущерба.При этом должна быть установлена
причинно-следственная связь между правонарушением и ущербом.
Формы:
1.Реституция-восстановление
материального положения,существовавшего до правонарушения.
2.Субституция-замена
аналогом неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества или
материальных ценностей.
3.Репарации-компенсация
нанесенного ущерба товарами,услугами, в денежном выражении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий