вторник, 17 мая 2022 г.

Лекция 31. Международные организации.

 

 

Международные ор­ганизации.

1. Международные ор­ганизации.

2. Европейский суд по правам человека.

3. Международные споры и международно-правовая ответственность.

 

Международные организации — объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями. Признаки:

-  иметь учредительный характер, т.е. международный договор особого рода, создающий международную организацию и определяющий ее юридическую природу;

-  обладать международной правосубъектностью, т.е. иметь международные права и обязанности, производные от создавших ее государств;

-  иметь четко определенную организационную структуру, т.е. систему органов среди которых, как правило, выделяются: высшие органы, исполнительные органы, административные органы во главе с высшим административным должностным лицом организации (Генеральный секретарь) и комплекс специальных комитетов и комиссий;

-  имеет определенные цели деятельности;

-  в своей деятельности не противоречить нормам международного права.

Международные организации можно классифицировать по различным основаниям:

1)  по сфере действия: универсальные и региональные (ООН - Европейский Союз);

2)  по цели деятельности: общие и специальные (Лига арабских государств - Международная организация труда);

3)  по социально-экономической сущности участвующих в международной организации государств: международные организации развивающихся государств, развитых государств, смешанного типа (Организация государств Юго-Восточной Азии АСЕАН - Мировой банк - ЮНЕСКО).

Международные межправительственные организации отличаются от международных неправительственных организаций следующими признаками, характеризующими неправительственный характер последних:

1)  не имеют цели извлечения прибыли;

2)  членами организации являются не субъекты международного права;

3)  обладают консультативным статусом при международных межправительственных организациях;

4)  финансируются из более чем одного государства и за счет членских взносов членов организации.

Например, существуют религиозные (Экуменический совет церквей), спортивные (Международная федерация футбола - ФИФА), правозащитные («Международная амнистия»), экологические («Гринпис»), политические (Социалистический Интернационал, Международный демократический союз).

 

Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ,) - это судебный орган Совета Европы, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950)  (ст. 19 Конвенции). Суд контролирует выполнение Конвенции государствами-участниками путем рассмотрения жалоб на ее нарушения, являясь высшей судебной инстанцией по вопросам соблюдения государствами-участниками своих обязательств в соответствии с Конвенцией. ЕСПЧ работает на постоянной основе (ст. 19 Конвенции), число судей в нем равно числу Высоких Договаривающихся Сторон (ст. 20 Конвенции).

Правом на обращение в ЕСПЧ обладают любые физические лица, неправительственные организации или группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств - участников Конвенции прав, гарантируемых Конвенцией или Протоколами к ней (ст. 34 Конвенции).

Согласно ч. 1 ст. 35 Конвенции суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

При этом к производству не принимаются анонимные жалобы и жалобы, аналогичные тем, которые уже были рассмотрены ЕСПЧ или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если они не содержат новых относящихся к делу фактов (ч. 2 ст. 35 Конвенции).

Подача жалобы в ЕСПЧ не требует уплаты каких-либо пошлин или сборов, поскольку процедура рассмотрения дела является бесплатной.

Жалоба подается в письменной форме в одном экземпляре, содержащем подлинную подпись заявителя или его представителя

Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуацию.

Спор — это совокупность взаимных притязаний субъектов меж­дународного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.

Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств субъек­тивного характера, вызвавших трения между субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации состоя­ния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация — это состояние потенциального спора.

Классификация международных споров может производится по различным основаниям:

·         по характеру спора: юридические или политические;

·         по объекту или предмету спора: территориальные, торговые, инвестиционные, экологические и т. д.;

·         по степени опасности для международного мира и безопасности: угрожающие международному миру и безопасности или не угрожающие международному миру и безопасности;

·         по географическому охвату: локальные, региональные, глобальные;

·         по числу субъектов: двусторонние или многосторонние;

·         по видам субъектов: споры между государствами или споры с участием международных организаций;

·         по уровню представительства сторон: межгосударственные, межправительственные, межведомственные.

 

Международно-правовая ответственность - это неблагоприятные юридические последствия,наступающие в результате нарушения субъектом международного права своего международного обязательства.

Под данной ответственностью понимается юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного международного правонарушения.

Международные правонарушения подразделяют на 2 вида:

  • Международные деликты-нарушение обязательства
  • Международные преступления-наиболее тягчайший деликт, посягающий на международный правопорядок,нарушающий мир и безопасность.

Субъекты международной правовой ответственности-только субъекты международного права.

Виды и формы международной правовой ответственности:

2 вида:

-Политическая(моральная)

-Материальная

Политическая ответственность наступает в результате нарушения нормы международного права, даже если не наступил материальный ущерб.

К формам политической ответственности можно отнести:

1.     Сатисфакции - принесение извинений, выражение сожалений,заверение,что подобного больше не повторится,

2.     Приостановление прав и привилегий,вытекающих из членства в международной организации-лишение права голоса в международной организаций,например,за неуплату членского взноса.

 

3.     Исключение из международной организации-крайние меры.

 

Материальная ответственность наступает в силу факта нарушения нормы международного права и наступления соответствующего материального ущерба.При этом должна быть установлена причинно-следственная связь между правонарушением и ущербом.

Формы:

1.Реституция-восстановление материального положения,существовавшего до правонарушения.

2.Субституция-замена аналогом неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества или материальных ценностей.

3.Репарации-компенсация нанесенного ущерба товарами,услугами, в денежном выражении.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий