Многовариантность
общественного развития
1. Формы
общественного развития
2. .Типология
обществ
3. Процессы
глобализации и становление единого человечества
4. Глобальные
проблемы
1 вопрос
Общество
– динамическая система, то есть система, которая всегда в развитии. Общество может развиваться как в
лучшую, так и в худшую сторону.
Формы
общественного развития:
1. Прогресс –
направление развития общества, характеризующееся движением от низшего к
высшему, от простого к сложному
2. Регресс –
понятие обратное прогрессу, то есть деградация общества, движение в худшую
сторону.
Прогресс
применительно к обществу – понятие очень относительное. Прогресс в одной сфере
может привести к регрессу в другой. Возникает так называемый вопрос о критериях
прогресса. К критериям общественного прогресса относятся:
1. Уровень
экономического развития
2. Уровень
нравственного развития общества
3. Уровень развития
прав и свобод человека
4. Возможность
доступа к социальным благам (образование, здравоохранение)
5. Уровень жизни
общества (уровень минимального размера оплаты труда, количество людей,
относящихся к среднему классу)
Таким образом, если
все вышеперечисленное изменяется в лучшую сторону, то можно говорить о том, что
общество прогрессирует. По сути, получается, что прогресс применительно ко
всему обществу практически невозможен. Прогресс и регресс постоянно
переплетаются: к примеру, изобретение деления ядер урана вроде бы
прогресс в духовной сфере, но он привел к появлению ядерного оружия, что
привело к многочисленным смертям, что прогрессом уже назвать нельзя.
Также
есть такое понятие как стагнация – остановка в развитии. Это
очень опасное явление. Оно означает, что общество не способно воспринимать
новое, стремится сохранить порядки, которые уже реально устарели и не подходят
новому времени. На мой взгляд, неплохой пример стагнации – это правление
Николая II: он изо всех сил пытался сохранить уже отжившие устои общества,
сохранить абсолютную монархию. В итоге его упорство, желание стоять на месте
привело к революции.
Пути
осуществления изменений в обществе:
1. Эволюция
– длительные, постепенные изменения, не предполагающие резких перемен,
осуществляемые путем накапливания новшеств.
Внешним проявлением
эволюции является реформа – усовершенствование в какой-либо сфере
общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не
затрагивающее фундаментальных основ жизни общества.
Реформы
бывают прогрессивными, то есть они создают то, чего не было ранее (реформы
Александра II – он провел крестьянскую реформу, дав крепостным, пусть пока
относительную, но все же свободу) и регрессивными (контрреформы Александра III
привели к тому, что много вернулось к дореформенным временам, то есть общество
повернуло назад).
Реформа является
деятельностью «сверху», инициатива изменений исходит от власти.
2. Революция
– коренное изменение всех или большинства сфер общественной жизни, приводящее к
переходу общества в качественно новое состояние.
Революции
происходят в условиях острого кризиса, когда власти не готовы к изменениям,
противостоят им. Февральская революция в России произошла из-за нежелания
крестьян и рабочих смиряться со своим бесправным положением.
Революции
освобождают значительную социальную энергию, которую не всегда удается
контролировать инициаторам революции.
Признаки революции:
— это радикальные изменения, в результате которых
происходит коренная ломка социального объекта;
— носят общий, фундаментальный характер;
— как правило, опираются на насилие;
— организуются сознательно;
— вызывают необычайно сильные эмоции и массовую
активность.
Революция — захват насильственными методами
государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование
её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни
3. Инновация – однократное улучшение какой-либо сферы
общества, связанное с повышением адаптационных возможностей индивида. Инновация
является «профилактикой болезни» в то время как реформу можно сравнить с
лечением уже имеющегося заболевания, в революцию с кардинальным вмешательством
в эту болезнь (операция, к примеру).
Модернизация
— это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам
современным, индустриальным.
Основные
подходы к изучению развития общества:
— линейный (формационный и
стадиально-цивилизационный) —
развитие общества рассматривается как закономерный
поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;
— нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие
общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды
подъёмов, падений и стагнации.
2
вопрос
Если в качестве главного признака выбирается
письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные.
Простые (догосударственные образования)
и сложные (государственные образования). Критерием
типологизации служат особенности социальной структуры общества – число
уровней управления и степень социального расслоения.
В зависимости от способа добывания средств
существования:
Общество охотников и собирателей. Структура
его простейшая, а социальная жизнь организована на основе родственных связей,
всем правит вождь.
Скотоводческие общества. В них также
отсутствует прибавочный продукт. Основой его социальной структуры являются
родственные связи. Однако их система более развита и сложнее. Скотоводство –
способ добывания средств существования, основанный на приручении диких животных.
Аграрное общество. На этом этапе уже
появляется прибавочный продукт, развивается торговля, ремесла. С земледелием
связано зарождение городов, государства, интенсивное социальное расслоение,
появляется эксплуатация человека человеком. Система родственных связей
перестает быть основой социальной структуры общества.
Промышленное общество. Термин
«индустриальное общество» впервые предложил Сен-Симон. Возникает в конце XVIII
в. вследствие великой индустриальной революции (родиной которой была Англия) и
Французской революции 1783-1794 гг. Первой чертой этого общества является индустриализация –
создание крупного машинного производства.
Устойчивым и распространенным является деление
обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное
американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического
базиса – совершенствования средств производства и знания.
Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным
укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией,
малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной
регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития
производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном
уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям.
Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами,
социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями,
считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя
свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое
проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного
обновления общества.
Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый
технический базис. Индустриальное общество – (в современном
звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом
хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами,
способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и
интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда,
развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.
Постиндустриальное общество (иногда его называют
информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в
традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов
природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также
преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах
и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и
структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных
групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей
силы будет занята в сфере информации, четверть – в сфере материального
производства и четверть – в производстве услуг, в том числе и информационных.
3
вопрос.
В современном мире происходит значительное
усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет
взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и
контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан
со многими тысячами других людей во всех концах Земли.
Современный мир во всем своем
многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях
деятельности.
Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к
информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее
децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от
альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых
коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.
Глобализация – это процесс, в
ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций,
имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков;
международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание
международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный
валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
Формирование глобальной
экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или
кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной
перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных
стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например,
расширяющееся Европейское экономическое сообщество.
По вопросу о становлении единого человечества
существуют следующие точки зрения:
– Единство человечества –
только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии,
придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и
многолик.
– Современный мир не
оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты
едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту
же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с
информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.
– Мир един и многообразен.
Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур,
образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство
человечества дополняет его многообразие.
В современную эпоху человечество обретает
единство не только антропологическое – как биологический вид, но и социальное –
объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное – поскольку
во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая
общечеловеческая культура.
4
вопрос
Термин «глобальные проблемы»
появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы
современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития
человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных
условиях существовавших ранее проблем в системе «человек – природа – общество».
С учетом наличного уровня
общественного развития и особой остроты стоящих перед человечеством глобальных
проблем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества:
– Пессимистические
прогнозы («экологический пессимизм») связаны с тем, что разрешить
глобальные проблемы человечества нельзя, так как это потребует осуществления
таких мер, которые реализовать практически невозможно (например, приостановка
роста населения, отказ от технического и технологического прогресса, снижение
уровня потребления и т. д.). Неотвратимость экологической катастрофы, «конца
истории», гибели человечества.
– Умеренно оптимистические прогнозы
(«научно-технический оптимизм») обосновывают тем, что научно-технические
открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее
сложных из глобальных проблем. Условием для этого является принятие мировым
сообществом концепции «устойчивого развития», согласно которой
научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам
выживания, сохранения природной среды существования человечества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий