четверг, 23 февраля 2023 г.

Лекция 4 (для ОИБАС)Общество как сложная система

 

Общество как сложная система

1.      Понятие общества и его характеристики

2.      Общественные отношения и их виды

3.      Сферы жизни общества и их взаимосвязь.

1вопрос.

Мы живем в мире людей. Наши желания и планы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто нас окружает, находится рядом. Родители, братья, сестры и другие близкие родственники, учителя, друзья, одноклассники, соседи — все они составляют наш ближайший круг общения.

Обратите внимание: не все наши желания можно осуществить, если они идут вразрез с интересами окружающих. Мы должны согласовывать свои действия с мнением других людей, а для этого необходимо общаться.

Мир людей, организованный определенным образом, и составляет общество. Что такое общество?

Общество - сложное и многозначное понятие

В широком смысле слова

·         Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

Сущность общества не в самом человеке, а в отношениях и взаимодействиях, в которые люди вступают в процессе своей жизни и деятельности.

Общество - это не механическая сумма людей, а люди, которые объединяются и взаимодействуют друг с другом непосредственно или опосредованно. Люди могут дружить, конфликтовать, конкурировать - это способы взаимодействия. Они объединяются в семьи, классы, этносы и т.д. - это формы объединения людей.

В узком смысле слова

·         Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, ученики в школьном классе, и рабочий коллектив, и игроки футбольной команды, и компания друзей и т.д.

·         Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество),

·         Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество). Для каждого этапа развития человечества также характерны свои особенности - уровень развития науки и техники, преобладающий способ ведения хозяйства, особенности протекания политических процессов и т.

·         Общество - это всё человечество в прошлом, настоящем и будущем. Получается общество - это всё население планеты Земля, которое живёт на ней сейчас, жило ранее и будет жить в будущем. О

 

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты, социальные группы, общности, социальные нормы др

Системное строение общества.

Любая система - это совокупность взаимосвязанных элементов, которые образуют определённую целостность, единство. Это единство обеспечивается тем, что все элементы системы связаны определёнными отношениями и постоянно взаимодействуют друг с другом. Общество также представляет собой систему. Из каких элементов состоит общество?

Индивиды объединяются в социальные группы. Например ребята, которые учатся в одном классе, объединяются в школьный класс. Все классы одного учебного заведения также объединяются в единую группу. Множество социальных групп, связанных с системой образования объединяются в социальный институт образования. Этот социальный институт наряду с наукой, религией, искусством и т.д. входит в состав духовной сферы (подсистемы) общества.

Какими свойствами обладает общество как система?

1. Целостность. Это означает способность общества обеспечивать единство всех своих элементов. Берём самые крупные элементы - сферы общества. Все сферы общества взаимосвязаны и образуют единое целое. Например, государство принимает решение об открытии специального музея для людей с ограниченными возможностями. Государство представляет политическую сферу, деятельность музея относится к духовной сфере, для открытия музея требуется финансирование, это экономическая сфера, ну и государство в нашем примере проявляет заботу относительно конкретной социальной группы - люди с ограниченными возможностями, взаимодействие различных социальных групп и их положение в обществе относится к социальной сфере. Этот пример показывает постоянное взаимодействие различных сфер общества, их единство.

2. Устойчивость. Это означает, что общество способно сохранять в определённых пределах достигнутый уровень развития. Например, устойчивость общества в политической сфере (политическая стабильность). В государстве Z установился демократический политический режим. Политическая устойчивость в данном случае будет заключаться в том, что на протяжении десятилетий сохраняется доверие населения к органам власти, существует легальная (основанная на законе) процедура формирования этих органов власти через систему выборов, государственная политика на протяжении этих десятилетий соответствует ожиданиям народа.

3. Способность к саморегуляции. Это означает способность общества регулировать протекающие в нём процессы через систему правил (социальных норм), прав и обязанностей. Например, современное российское общество регулируется нормами права (федеральные законы, указы Президента, локальные нормативно-правовые акты), нормами морали (представлениями о добре и зле), для некоторых - нормами религии (заповеди), нормами делового этикета и т.д. Социальные нормы многообразны и все они обеспечивают способность общества самостоятельно регулировать свою внутреннюю жизнь.

4. Динамичность. Это означает способность общества меняться и при этом сохранять свою сущность. Например, российское общество постоянно развивается на протяжении столетий, современная Россия и Киевская Русь - это разные миры, настолько сильно они отличаются, но это всё равно единое общество, которое прошло длительный путь исторического развития (где-то плавного и постепенного, где-то радикального через революции) и продолжает существовать. Или возьмём социальный институт - образование. Первые школы на Руси появились ещё при князе Владимире Великом после крещения Руси в 988 году. Тогда появилось "Книжное учение" - школа, в которой детей бояр обучали книжному делу. При монастырях также стали открываться учебные заведения, учителями в которых были монахи. В наши дни, поскольку РФ является светским государством, большинство школ не имеют никакого отношения к монастырям или каким-либо другим религиозным объектам, преподают в школе учителя, получившие профессиональное образование, да и сам процесс обучения (предметы, образовательные программы) очень сильно отличается от древнерусских времён. Тем не менее это по-прежнему институт образования, хотя и сильно поменявшийся с тех пор.

5. Незавершённость. Это свойство тесно связано с предыдущим. Общество - динамично, оно постоянно развивается, и конечной точки развития общества не существует. Никто не знает, каким будет общество спустя сто или двести лет. Мы можем строить прогнозы, но гарантированного точного образа никто дать не может. Может быть, человечество покинет планету Земля и будет колонизировать Марс, может быть на Землю упадёт метеорит и человечество будет стёрто с лица земли.

6. Открытость. Это означает, что общество постоянно взаимодействует с внешней средой. Например, общество в широком смысле (в масштабах человечества) взаимодействует с природой: берёт полезные ископаемые и необходимые для жизни человека вещества, загрязняет окружающую среду или наоборот принимает меры для её защиты и очищения. Если мы берём общество в узком смысле как жителей государства, здесь мы также видим постоянный обмен во всех сферах общества с остальным миром (международная торговля, подписание международных конвенций, культурный обмен и т.д.).

7. Автономность. Это означает своего рода независимость общества. Что здесь имеется в виду. Легче всего пояснить на примере политической сферы общества. Мы выяснили, что общество является открытой системой, т.е. постоянно взаимодействует с внешней средой. Например, в политической сфере происходит постоянное взаимодействие общества с другими государствами - принятие каких-то совместных решений по борьбе с международным терроризмом, заключение политических союзов, военная помощь и т.д. При этом каждое государство сохраняет свой суверенитет - т.е. оно самостоятельно определяет основные направления своей внешней политики. Оно действует независимо и принимает решения, отталкиваясь от своих интересов - устанавливает или разрывает дипломатические отношения, вступает в международные организации, заключает международные договоры.

Есть и ещё одна вариация раскрытия свойства "автономности" общества. Здесь говорится о том, что общество сохраняет свою автономность (т.е. независимость) за счёт того, что оно устанавливает относительно прочные социальные связи, способные интегрировать все входящие в него социальные группы. Например, существует множество социальных групп в зависимости от критериев их выделения - это могут профессиональные, возрастные, религиозные группы и т.д., но так или иначе все они находятся в едином социальном пространстве, т.е. принадлежат к одному обществу за счёт постоянного взаимодействия друг с другом.

8. Социальность. Это означает наличие взаимодействия людей во всех сферах их жизнедеятельности. Поскольку общество, как мы выяснили, это и есть не индивиды сами по себе, а их взаимодействие, это свойство общества кажется очевидным и не нуждается в отдельной констатации.

9. Самодостаточность". Самодостаточность общества отчасти заключается в его способности к саморегуляции, т. е. функционирование общества обеспечивается без вмешательства извне , о чём мы уже говорили. Кроме того, самодостаточность понимается как способность общества удовлетворить потребности индивида и общества в целом.

Функции общества

1.      Удовлетворение потребностей человека через производство материальных благ и услуг

2.      Организация и управление деятельностью человека и его поведением

3.      Продолжение человеческого рода и социализация человека

4.      Духовное развитие и просвещение людей

 

2.Общественные отношения

В процессе своей деятельности человек вступает в многообразные отношения с другими людьми.

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами (этнос, класс, организация, сообщество и т. д.), а также внутри них.

Общественные отношения - важнейший специфический признак общества а также то, что делает общество системой, объединяет индивидов.

Субъектами общественных отношений выступают:

·         индивиды, 

·         малые и большие группы, 

·         территориальные общности, 

·         этносы, 

·         организации, 

·         социальные институты. 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Мматериальные отношения (возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него)

Духовные отношения (идеальные) (формируются предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. 

Делятся на:

·         производственные отношения, 

·         экологические отношения,

·         отношения по детопроизводству.

Делятся на: 

·         моральные отношения, 

·         политические отношения, 

·         правовые, 

·         художественные, 

·         философские, 

·         религиозные.

На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных отношений:

·         классовые

·         национальные

·         групповые

·         семейные

На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения.

Приведём пример.

Представим ситуацию. Человек едет в автобусе, ни с кем не разговаривает. У него нет отношений ни с кем. Но стоит ему заговорить, например, с кондуктором, то на некоторое время такие отношения складываются, потому что происходит общение.

Таким образом, не все возникающие между людьми связи называют общественными отношениями, а  только те, в результате которых возникает взаимодействие

Социальными называются отношения, возникающие между отдельными людьми или общностями на основе их принадлежности к социальной группе. В соответствии с этим выделяется несколько видов взаимодействия. Рассмотрим их типичные примеры.

·         Межличностные отношения складываются между отдельными людьми. В их основе может лежать симпатия или антипатия, деловое взаимодействие, равенство или субординация.

·         Внутригрупповые отношения складываются между членами одной группы (малой или большой). Они основываются на нормах поведения, принятых в данной общности (семье, коллективе друзей, членами политической партии).

·         Межгрупповое взаимодействие — это связи между разными социальными группами (например, дружеские отношения между членами разных семей, сотрудничество организаций, конкуренция между школьными классами).

·         Межэтнические отношения могут возникать между этносами в пределах одной страны, а также между жителями разных государств. Они строятся на основе мирного сотрудничества или противодействия.

3. Сферы жизни общества и их взаимосвязь

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

Политическая включает органы государственной власти и управления, а также различные политические институты. Она напрямую связана с аппаратами принуждения и подавления, которые легитимно применяют силу с одобрения всего общества. Политическая сфера удовлетворяет потребности в безопасности, охране, поддержании правопорядка.

К ней относятся: Президент. Правительство. Органы государственной власти на местах. Силовые структуры. Политические партии и объединения. Органы местного самоуправления.

Экономическая сфера призвана удовлетворить материальные потребности общества. Если в политической жизни принимают участие только совершеннолетние граждане, то в этой – абсолютно все, в том числе старики и дети. Все люди – потребители с экономической точки зрения, а значит, прямые участники рыночных отношений. -

Ключевые понятия в экономической сфере: Производство. Обмен. Потребление. В производстве участвуют фирмы, заводы, фабрики, шахты, банки - Читайте подробнее на

Социальная сфера удовлетворяет потребности общества в образовании, медицине, обслуживании, досуге и развлечениях. В нее входит повседневное общение граждан и больших групп людей.

Многие ошибочно предполагают, что духовная сфера относится к религии. Это заблуждение приходит из курса истории, где под соответствующими темами разбирают церковные реформы определенных периодов. На самом деле религия хоть и относится к духовной сфере, но не является ее единственной составляющей.

Помимо нее, сюда относятся: Наука. Образование. Культура. Что касается образования, то наиболее внимательные читатели зададут справедливый вопрос о том, что ранее мы относили его к социальной области, когда разбирали примеры взаимодействия сфер общества между собой. Но к духовной относится образование как процесс, а не как взаимодействие людей. Например, посещение школы, общение со сверстниками, учителями – все это относится к социальной области. Получение знаний, социализация (воспитание), самореализация и самосовершенствование – это процесс духовной жизни, который призван удовлетворить потребности в познании, совершенствовании.

Взаимодействие политической и экономической Государственная дума РФ принимает законы, которые обязаны исполнять все граждане. Некоторые принимаемые нормативно-правовые акты могут влиять на изменение отраслей экономики. Например, лицензирование некоторых видов деятельности приводит к удорожанию определенной продукции вследствие дополнительных затрат, связанных с нововведением. Конкретные примеры взаимодействия сфер общества можно проиллюстрировать в свете недавних событий. Против Российской Федерации ввели международные экономические санкции. В ответ власти нашей страны ввели контрсанкции.(в ответ) В результате некоторые европейские продовольственные товары и медикаменты не поступают на российский рынок. Это привело к следующим последствиям: Удорожание продуктов. Отсутствие на полках многих товаров, аналогов которых в России не изготовляют. Развитие некоторых секторов экономики: животноводства, садоводства

Социальная и экономическая сферы Экономическое развитие страны сильно влияет на социальную жизнь. Вот лишь некоторые примеры взаимодействия сфер общества. Финансовый кризис сократил реальные доходы населения. Граждане стали меньше тратить на развлечения и досуг, ограничивая походы в платные парки, спортивные клубы, стадионы, кафе. Потеря клиентов привела к разорению многих компаний

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий