воскресенье, 5 мая 2024 г.

Лекция для ЭБПК. Государство Российская Федерация.

 

Тема № 25. Государство Российская Федерация. Государственное управление в Российской Федерации

1.Государственный суверенитет.

2.Функции государства.

3.Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим.

Государство — главный институт политической системы, единая политическая организация общества, распространяет власть на все население на закрепленной территории, имеет аппарат управления и принуждения и обладает суверенитетом.

Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Существуют разные подходы к объяснению того, как возникло государство. Такое разнообразие обусловлено культурным многообразием разных регионов в мире и особенностями общественного развития. Ниже представлены наиболее популярные теории происхождения государства.

Основные теории происхождения государства:

·         Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский) — государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле.

·         Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) — государство как продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов.

·         Патриархальная (Р. Филмер) — государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу.

·         Договорная (естественно-научная) (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк) — государство как продукт договора между людьми о защите их естественных прав.

·         Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) — Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.

Любое государство имеет признаки, то есть такие свойства, по которым мы можем определить, что определенное общественное образование может носить статус государства.

Признаки государства:

1. Территориальная организация власти (включает государственную границу и понятие гражданства как принадлежность людей к тому или иному государству);

2. Публичный характер власти (все ее решения претворяются в жизнь, все действия опубликованы, донесены до граждан);

3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях);

4. Принудительность власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений);

5. Исключительное право на законотворчество, создание нормативно-правовой базы;

6. Исключительное право на взимание налогов и эмиссию (выпуск) денег;

7. Обязательность членства в государстве;

8. Государство — собственник ресурсов и средств производства;

9. Наличие государственной символики (герб, гимн, флаг).

Функции государства делятся на две группы:

1.     Внутренние функции:

o    Политические (государство является главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов);

o    Экономические (государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике);

o    Социальные (осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры);

o    Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей и др.);

2.     Внешние функции:

o    Участие в разрешении глобальных проблем;

o    Обеспечение социальной безопасности;

o    Развитие взаимовыгодного сотрудничества;

o    Отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

II. Формы государства (основные признаки, отличительные черты).

Понятие «форма государства» определяет внутреннюю организацию власти и состоит из трех компонентов: форма правления, форма государственно-территориального устройства и политический режим. Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Форма правления — способ организации верховной государственной власти.

Форма правления бывает двух видов:

·         Монархия:

1.     Абсолютная

2.     Дуалистическая

3.     Парламентская

·         Республика:

1.     Президентская

2.     Смешанная

3.     Парламентская

Форма государственно-территориального устройства — это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.

Выделяют три формы государственно-территориального устройства:

·         Унитарная:

1.     Однонациональная

2.     Многонациональная

·         Федеративная:

1.     Территориальная

2.     Национальная

·         Конфедеративная

Политический режим — это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Виды политических режимов:

·         Демократический

·         Недемократический:

1.     Авторитарный

2.     Тоталитарный

Рассмотрим более подробно основные признаки, отличительные черты по каждому элементу формы государства

Виды монархий и их признаки

Абсолютная.

Законодательная и исполнительная власть принадлежит монарху, он назначает главу правительства, которое отвечает перед монархом в своей работе. В абсолютной монархии не существует парламента, власть ничем не ограничена, указ монарха имеет силу закона.

Примеры абсолютной монархии — Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия.

Дуалистическая.

Исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная поделена между ним и парламентом. Главу правительства назначает монарх и этот орган несет ответственность перед монархом. Глава государства имеет абсолютное вето на решения парламента и имеет право его распустить. Чрезвычайно-указное законодательство монарх осуществляет только в период между сессиями парламента.

Например, дуалистическая монархия в Иордании, Марокко, Непале.

Парламентская (конституционная).

Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству (фактически, а формально монарху). Главу правительства назначает монарх, но с учетом парламентских выборов, и правительство отвечает перед парламентом. Монарх имеет право распустить парламент по рекомендации правительства. Право вето на решения парламента у монарха есть, но оно не используется.

Примеры государства в парламентской монархией — Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды.

Виды республик и их признаки

Президентская республика

Президент избирается всенародным голосованием, формирует правительство при определенном парламентском контроле, не имеет права роспуска парламента, является главой государства и глава исполнительной власти. Правительство несет ответственность перед президентом, парламент не может выразить вотум недоверия правительству. В президентской республике отсутствует пост премьер-министра.

Примеры президентской республики - США, страны Латинской Америки.

Полупрезиденсткая (смешанная)

Президент избирается всенародным голосованием, он формирует правительство из лидеров победившей на выборах в парламент партии, имеет право роспуска парламента, является главой государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти поделены между президентом и правительством. Правительство несет двойную ответственность: перед парламентом и частично перед президентом. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. Существует пост премьер-министра.

Примеры полупрезиденсткой республики - Австрия, Россия, Франция.

Парламентская

Президент избирается на заседании парламента, имеет право роспуска парламента. Президентские полномочия номинальны - любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии и отвечает перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства. Существует пост премьер-министра.

Пример стран с парламентской республикой - Германия, Италия, Швейцария.

Формы государственно-территориального устройства

1.     Унитарное государство.

Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство. Конституционные решения принимаются высшими органами власти.

2.     Федерация.

Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство. Конституционные решения принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения – с участием субъектов федерации.

3.     Конфедерация.

Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии. Конституционные решения принимаются высшими органами власти государств — участников.

Виды политических режимов и их признаки

1.     Демократический.

·         Формы — непосредственная и представительная демократия;

·         Опора на большинство населения, сознательно поддерживающая ценности режима;

·         Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей;

·         Многопартийность;

·         Оппозиция действует легально;

·         Правовой принцип — разрешено все, что не запрещено законом;

·         Большой объём прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан;

·         Смешанная экономика, доминирует частный сектор, государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер;

·         Политический плюрализм;

·         Карательные органы строго подчиняются закону.

2.     Тоталитарный

·         Формы — итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм;

·         Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения;

·         «Всеобщее государство», осуществляющее полный контроль всех сторон частной и общественной жизни;

·         Господство одной партии;

·         Оппозиция отрицается;

·         Правовой принцип — запрещено все, что не разрешено законом;

·         Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей, закон защищает не личность, а государство;

·         Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью, жесткая производственная дисциплина;

·         Существует единственная обязательная официальная идеология;

·         Карательные органы пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны.

3.     Авторитарный

·         Формы — от буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили;

·         Опора на традиционные социальные институты — бюрократия, армию, церковь;

·         Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни;

·         Деятельность оппозиции ограничена жесткими рамками;

·         Правящая партия огосударствленна;

·         Правовой принцип — всё, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью;

·         Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере, закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности;

·         Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой;

·         Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений;

·         Карательные органы — важный элемент государственного аппарата.

В заключении отметим характерные черты государства, как важнейшего политического института:

1.     Самая массовая политическая организация, так как включает всех членов общества. Любой человек участвует в жизни государства как политической организации.

2.     Является собственником ресурсов и средств производства.

3.     Государство — не только политическое образование. Государство устанавливает технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции и др.

4.     Располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых может осуществлять контроль и регулирование различных сфер общественной жизни.

5.     Имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением законов, помогать государству достигать стоящих перед ним целей.

6.     Обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью как внутри страны, так и за ее пределами.

Политическая культура

Политическая культура – это исторически сложившаяся часть общей культуры общества, которая состоит из политических знаний, ценностей, стандартов поведения, влияющих на развитие политики и помогающих регулировать политические отношения в целом.

Являясь определителем в развитии политики, она помогает прогнозировать политические явления, обеспечивать коммуникацию между политическими институтами, а также выполнять ряд иных функций. Как и общая культура народа, политическая культура формируется с течение времени в каждом государстве. В её основе лежат специфические ценности, устоявшиеся годами нормы поведения, сформировавшиеся традиции.

Функции политической культуры:

·         Создает установки для функционирования политической системы;

·         Определяет принадлежность общества к определенной политической культур;

·         Стимулирует общество действовать/бездействовать определенным образом в соответствии с их мотивами;

·         Помогает личности социализироваться в политической среде;

·         Обеспечивает общение субъектов политики на основе общих символов, образцов поведения;

·         Объединяет людей по идеологическим взглядам;

·         Дает возможность личности/группе развиваться и достигать определенных целей.

Типы политической культуры

Специалисты в сфере изучения политической культуры различают два основных типа – демократическая и автократическая политические культуры.

Черты демократической политической культуры:

1) Уважение власти, следование законам (традиционные элементы);

2) Ярко-выражены нравственные качества, приверженность моральным нормам;

3) Частные интересы стоят выше коллективных;

4) Убежденность, что активное участие во всех сферах жизни принесет успех.

Черты автократической (включая две её разновидности - авторитарной и тоталитарной) политической культуры:

1) Общественное сознание общества объединено с политическим лидером;

2) Отсутствие плюрализма мнений;

3) Не удовлетворена потребность общества в стабильности и опоре;

4) Отсутствие гарантированных прав и свобод.

Иная классификация типов политической культуры по принципу исторической эволюции

1) Патриархальная (граждане не интересуются политической жизнью, ориентируются на местные обычаи, не выстроена политическая система, общество ориентировано на авторитетных личностей – шаманов, вождей, старейшин);

2) Подданническая (ориентация на цели государства, активность общества слабая, обществом легко манипулировать, уже существует понятие о политической системе, но у народа отсутствует понимание того, как на нее можно повлиять);

3) Активистская (активное участие граждан в политическом процессе, стремление повлиять на политическую власть, высокий интерес к политической сфере, осознание того, что им принадлежат определенные права и имеется сильно желание реализовывать их).


Политическое поведение представляет собой совокупность действий и поступков, предпринимаемых субъектом политики по отношению к политической практике.


Различают следующие виды политического поведения

По степени вовлеченности масс:

  • Индивидуальные выступления. Например — одиночный пикет.
  • Групповое. Например, когда небольшое количество граждан открыто поддерживают или не поддерживают существующий политический статус кво.
  • Стихийные массовые выступления: демонстрации, митинги, шествия и пр.

По степени активности: 

  • Активное политическое поведение, когда граждане активно участвуют в политической жизни государства — ходят на выборы, референдумы, активно дискутируют на политические темы и пр.
  • Политическая пассивность (абсентеизм), когда граждане стремятся уйти от политического участия в силу запуганности, развертыванием в стране государственных репрессий против инакомыслящих и пр.

По легальности:

  • Правомерное, когда граждане участвуют в политической жизни в рамках закона: организуют митинги и шествия с участием государственных органов власти для обеспечения безопасности в обществе. 
  • Отклоняющееся, когда граждане нарушают существующие законы, организуя беспорядки в знак протеста против действий властей.
  • Экстремистское, когда граждане в процессе участия в политической жизни страны, покушаются на существующую законность и незаконный захват политической власти.

Различают следующие формы политического поведения: 

  • Выборы. Например, выборы в Государственную думу в сентябре 2021 года. В ходе выборов граждане осознанно осуществляют функцию распределения политической власти, отдавая голоса за ту или иную политическую силу. Кстати, рекомендую нашу статью про функции политических партий.
  • Референдум — всенародное голосование. Например, референдум по Конституции 1993 года был в декабре этого же года.
  • Плебисцит — всенародный опрос по тому или другому политическому вопросу.
  • Митинги — это активная форма политического поведения, которые отличаются массовостью и организованностью. Их целью является поддержка или протест против существующего политического курса, или по поводу какой-то массовой политической проблемы.
  • Шествия — массовая форма поведения в защиту или против какого-т политического тезиса, вопроса, проблемы, или политического лидера.
  • Политическое участие можно рассматривать как динамичную и массовую форму многообразных взаимоотношений индивидов и организационно-властных структур, образований по поводу политической власти и управления. Оно осуществляется в различных формах, с неодинаковой степенью интенсивности, в разных по масштабy социальных и территориальных образованиях.

    Активная форма добровольного политического участия включает в себя деятельность депутатов представительных органов власти, функционеров политических партий и общественно-политических организаций, организаторов политических кампаний и акций (выборов, референдумов и т. д.).

    Пассивная форма добровольного политического участия предполагает только участие в выборах, референдумах, опросах общественного мнения.

    Принудительное политическое участие характерно для служащих милитаризованных государственных структур, членов политических партий и организаций с жесткой централизацией и дисциплиной.

    По сфере территориального распространения политическое участие может носить общенациональный, местный и локальный характер.

    В плане интенсивности и последовательности различают постоянное (членство в партии, работа в политических организациях), эпизодическое, регулярное (участие в выборах) и разовое (участие в референдуме по поводу принятия Конституции) политическое участие. По отношению к действующему законодательству в той или иной стране различают легальное (соответствующее Конституции и законам) и нелегальное (противоречащее закону) политическое участие.

    Принятие политических решений является центральным элементом преобразования требований различных политических субъектов в средствах и методах регулирования социальных отношений в обществе. Существуют два основных метода принятия решений: 1) оптимальный – идеально возможный и 2) возможный в действительности – учитывающий все ситуации и обстоятельства.

Политическая идеология — это система представлений о политической жизни общества, которая отражает его интересы и основана на общих взглядах, идеалах и ценностях. С помощью этого инструмента политические партии и их сторонники объясняют свои поступки, решения и приоритеты. 

Консерватизм
Консерватизм — это политическая идеология, которая отстаивает традиционный уклад общества. Его последователи борются за укрепление существующих устоев государства, выступают против реформ, государственного капитализма и экстремизма. При этом члены общества в понимании этой идеологии не равны, а оно само развивается эволюционным путем.

Ценности:

церковь,

государство,

семья,

частная собственность.

Либерализм
Либерализм — это политическая идеология, которая выступает за защиту демократических прав и свобод граждан государства. Сторонники этого течения отстаивают политическое равенство всех людей в обществе и ценности человеческой жизни. В их понимании общество нуждается в реформах, чтобы развиваться.

Ценности:

индивидуализм,

демократизм,

экономические свободы,

защита прав личности,

частная собственность.



Радикализм
Радикализм — это политическая идеология, которая стремится к решительным переменам в текущем политическом и социальном укладе. Последователи таких взглядов борются за быстрые изменения, которых могут добиваться разными методами — в том числе силой.

Радикальные группы появляются в кризисные времена, когда есть угроза для привычной жизни каких-либо социальных групп. В такие моменты радикализм может проявляться в виде отдельных политических течений — леворадикального и праворадикального. Обсудим их подробнее. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий