воскресенье, 12 мая 2024 г.

Лекция для ЭБПК. Политический процесс и его участники. Политические элиты и политическое лидерство. Избирательная система

 

Тема № 26. Политический процесс и его участники (учебник в проф.обр.11 класс стр 263.)

1.Политический процесс и участие в нем субъектов политики.

2.Формы участия граждан в политике.

3.Политические партии как субъекты политики,их функции, виды.

Политический процесс

Политический процесс — это совместная деятельность субъектов политики, направленная на реализацию политических решений, а также на формирование, развитие и поддержание стабильности политической системы общества в целом.

Как и любая другая структура, политический процесс состоит из соответствующих элементов:

1.     Субъект - носитель власти (государство, политические партии, граждане).

2.     Объект - который должен быть создан или достигнут как цель процесса.

3.     Средства, методы, ресурсы, исполнители процесса (ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы).

Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий:

1.     Формирование (вызревание) политических приоритетов.

2.     Выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса.

3.     Формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений.

4.     Приведение в действие механизма реализации принятых решений.

5.     Оценка результатов политических решений.

Классификация политических процессов

По масштабам

·         внутриполитические (протекают в рамках одной страны на разных уровнях)

·         внешнеполитические (развиваются на международном уровне)

По публичности

·         открытые (протекают гласно, открыто, при активном участии граждан в сфере политики)

·         скрытые (теневые) характеризуются закрытостью, бесконтрольностью принятия государственных решений)

По значимости

·         общие (базовые) (оказывают воздействие на развитие всего общества)

частные (ограничены рамками отдельных сфер)

По характеру

·         консервативные (направлены на сохранение сложившихся политических институтов)

·         реформаторские (ведут к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности).

Тема № 27. Избирательная система (учебник в проф.обр.11 класс стр 215.)

1.Избирательная система.

2.Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Избира́тельная систе́ма (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателейвыборщиков[2].

Избирательная система как термин является широким понятием и объясняет, подразумевает под собой все аспекты процесса голосования:

·         сроки проведения выборов;

·         определение количества избирателей и кандидатов;

·         система выдачи и подсчёта бюллетеней для голосования;

·         расходы на кампанию;

·         и другие факторы, связанные с процессом избрания органов публичной власти, граждан на руководящие должности.

 Мажоритарная избирательная система

Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité — большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства:

·         в первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — более 50 % голосов;

·         во втором случае победителем становится кандидат, набравший больше голосов, чем остальные кандидаты (обыкновенное большинство голосов);

·         в третьем случае победителю необходимо набрать заранее установленное (квалифицированное) большинство, по величине выше половины голосов — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Пропорциональная избирательная система

Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в полном соответствии с числом набранных партиями голосов.

Определяется обычно путём деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ. Пример: дано 60 млн голосов и 100 мандатов: соответственно, партия должна получить 600 тыс. голосов минимально, чтобы получить один мандат. Одной из основных проблем пропорциональной системы является подсчёт остатков голосов, в каждой стране он распределяется по-разному.

В России такая система в своём полном виде работала при формировании Государственной Думы с 2007 по 2011 годы (ныне действует смешанная). Существует на региональных выборах.

Кроме того, на выборах в Государственную Думу 2007 года избирательный барьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки и возможность голосовать «против всех»; партиям было запрещено объединяться в партийные блоки.

На выборах разных уровней в России эта система работает так: сумму голосов избирателей, поданных за все прошедшие в парламент (преодолевшие 5 % барьер) партии, делят на 450 (число мандатов по федеральному избирательному округу). Полученный результат является первым избирательным частным. Затем голоса избирателей, поданные за каждый прошедший в парламент список, делят на первое избирательное частное. Целая часть полученного числа и определяет количество депутатских мандатов для каждой партии.

Оставшиеся мандаты — по одному — ЦИК передаёт партиям, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. То есть сначала дополнительный мандат получает партия с наибольшим остатком, затем следующая за ней и т. д., до распределения всех оставшихся мест. Если дробные части у нескольких партий равны, то преимущество получит та, за которую проголосовали больше всего избирателей.

Затем мандаты распределяются внутри федерального списка партий. В первую очередь их получают кандидаты из его общефедеральной части. Оставшиеся думские места передают региональным группам. Для этого сумму голосов избирателей, полученных партией в регионах, делят на число вакантных внутри списка мандатов и получают второе избирательное частное. Затем голоса, отданные за каждую из региональных групп, делят на это частное. Целая часть полученного числа соответствует количеству мандатов для региональной группы. Оставшиеся свободные места ЦИК распределяет далее в соответствии со значениями дробных частей.

Если все преодолевшие 5%-й барьер партии не наберут более 50 %, то в Думу проходят и те, кто получил менее 5 % (в порядке убывания голосов), пока сумма голосов избирателей не превысит 50 %. Если только одна партия наберёт более 50 %, а остальные — менее пяти, то мандаты будут распределены между партией-лидером и следующей за ней по количеству набранных голосов.

Смешанная избирательная система

Вся территория делится на избирательные округа, в которых выдвигаются как кандидаты по мажоритарной системе, так и списки кандидатов, выдвинутые партиями по пропорциональной системе.

Смешанная избирательная система — это по сути совокупность двух систем: пропорциональной и мажоритарной. При этом часть мандатов распределяется по пропорциональной системе (по партийным спискам), а другая часть по мажоритарной системе (голосование за кандидата).

В России (на думских выборах 1993, 1995, 1999, 2003, 2016 и 2021 годах) работает так:

·         К распределению мест (мандатов) допускаются все партии (списки), преодолевшие избирательный барьер 5 %. Кроме того, возможны следующие случаи:

o    Если за партии, преодолевшие барьер, в сумме подано 50 или менее процентов голосов, то к распределению мест допускается одна или более «проигравших» партий в порядке убывания результата, пока совокупное количество голосов за все партии не превысит 50 %.

o    Если избирательный барьер преодолела лишь одна партия, то занявшая второе место партия в любом случае (даже если победитель набрал более 50 % голосов) допускается к распределению мандатов.

·         Сумма голосов избирателей, поданных за все партии, допущенные к распределению мандатов, делится на 225 (количество мандатов по общефедеральным спискам — половина мест в Государственной думе). Полученный результат есть первое избирательное частное. Иногда это число называют «ценой мандата», то есть количество голосов избирателей, необходимое для получения одного места в парламенте.

·         Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное.

·         Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

·         Проводится вторичное распределение оставшихся мандатов, которые передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения.

·         После этого места распределяются внутри каждого списка. Приоритет имеет, общефедеральная часть списка перед региональной.

 

 

Тема № 28. Политические элиты и политическое лидерство (учебник в проф.обр.11 класс стр 232.)

 

1.Политическая элита и политическое лидерство.

2.Типология лидерства.

 

В политической системе любого общества сегодня властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами — политическими лидерами. Политические лидеры — это не просто руководители, занимающие определенный пост. Лидер — это обязательно выдающаяся личность, оказывающая воздействие на окружающих. От рядовых граждан лидер отличается в первую очередь своими личностными свойствами: сильной волей, умением владеть собой и ориентироваться в сложных социальных ситуациях, убежденностью и верой в свою систему ценностей, готовностью бороться и отстаивать ее.

Появление лидеров — это объективный процесс, так как любая совместная деятельность людей нуждается в организации, в выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Объективная необходимость в лидерах возникает в результате общественного характера труда, который предполагает согласованность, координацию, регулирование индивидуальных усилий людей. Эти функции по упорядочению и управлению общественными процессами и осуществляют лидеры. Они управляют межличностными отношениями, объединяют и координируют индивидуальное поведение людей. Поэтому лидеры есть везде, где есть групповая, коллективная деятельность, в том числе и политическая.

Политический лидер — это не просто человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер — это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Поэтому очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии, а тем более парламентарий становится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. В связи с этим следует отметить, что к политическим лидерам не относятся депутаты законодательных органов, члены руководства политических партий и движений, руководители местных органов власти и т. д. Их называют политическими деятелями.

Как свидетельствует история, яркие политические лидеры крупного масштаба появляются, как правило, в кризисные, переломные периоды общественного развития. Они становятся инициаторами и организаторами политических и экономических программ, которые помогают обществу преодолеть огромные трудности. Политический лидер — личность, основывающая свое влияние на общественные процессы путем осознания исторической необходимости определенных изменений. К числу политических лидеров второй половины XX в. можно отнести канцлера ФРГ Гельмута Коля, который смог добиться национального единства немецкого народа, а также премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, которая смогла реализовать программу создания «народного капитализма», ставшего на Западе образцом идеального общественного устройства.

С понятием «политический лидер» связано понятие «политическое лидерство», которое представляет собой совокупность конкретных способов реализации политической власти. Политическое лидерство — это высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, определяет властные отношения на вершине политической пирамиды. Для политического лидерства характерно личностное влияние лидера на умы, волю, энергию, политическую активность граждан. В свою очередь, для личностного влияния лидер должен обладать целым рядом особых качеств, которые выделяют его из числа рядовых личностей.

Важнейшим качеством политического лидера является его компетентность, которая предполагает, что он должен быть не только квалифицированным специалистом, талантливым организатором, но и социологом, и воспитателем. Решая экономические, организационные задачи, лидер воспитывает людей, повышает уровень их политической сознательности, развивает инициативу и ответственность. Лидер привлекает к себе людей такими качествами, как эрудиция, корректные отношения с подчиненными, умение строить человеческие отношения, объединять людей для решения стоящих перед ними задач.

Другим необходимым качеством политического лидера является его гражданская зрелость, политическая позиция. Эти качества проявляются в способности лидера принимать самостоятельные решения и мобилизовать людей на их осуществление. Лидеров, не имеющих своей гражданской позиции, называют конформистами. Людей с противоположными конформистам политическими позициями называют нонконформистами. Реальная жизнь и политические ситуации постоянно изменяются, и поэтому политический лидер должен также обладать способностью критически оценивать устаревшие взгляды.

В дополнение к отмеченным качествам лидер также должен владеть искусством ведения политической дискуссии. В открытых дебатах политический деятель влияет на своих сторонников и оппонентов не только силой аргументов и логикой рассуждений, но и своими убеждениями, решительностью действий, гибкостью мышления, чистотой речи, уровнем личной культуры.

И, наконец, к обязательным качествам современного политического лидера относятся также острый ум, умение нравиться людям, внешняя привлекательность и др.

Политическое лидерство отличается от всех других видов лидерства в обществе, прежде всего, своей масштабностью, вовлеченностью в лидерские отношения значительных масс населения. В связи с этим политических лидеров принято делить на: а) общенациональных, пользующихся поддержкой практически всего населения той или иной страны; б) региональных, чей круг влияния ограничен определенным регионом; в) лидеров, выражающих интересы определенных социальных слоев и групп, например студенчества; г) партийных лидеров, способных вести за собой не только членов своей партии, но и всех тех, кто разделяет ее программные цели.

Чем больше масштаб политического лидерства, тем острее проявляется проблема стиля политического лидерства, т. е. совокупности методов, посредством которых лидер организует взаимодействие со своими сторонниками и последователями. Никакой крупный политический лидер физически не в силах вступать в непосредственный контакт с каждым своим сторонником и последователем, ему одному невозможно охватить всю информацию, понять и почувствовать проблемы каждой социальной группы. Вот почему в рамках политического лидерства складываются устойчивые способы взаимоотношений лидера с массами, которые получили название стилей политического лидерства.

Выделяют три таких стиля:

·         авторитарный;

·         демократический,

·         не вмешивающийся.

Авторитарный стиль. Приверженец его краток, категоричен, прям. Его язык лаконичен и четок; тон неприветлив. Похвала или порицание такого лидера субъективны. Он требует монопольной власти, единолично определяет и формулирует как цели группы, которую ведет за собой, так и способы их достижения. Жесткая требовательность, угроза наказания — непременные атрибуты данного стиля, хотя его приверженцы не всегда грубые и невежливые люди. Но их холодность, властность формируют атмосферу недоброжелательности, отсутствия взаимного уважения.

Демократический стиль лидерства Он характеризуется желанием установить ровные, доброжелательные отношения с группой. Идеи и намерения облекаются в форму предложений. Тон общения — товарищеский, уважительный, тактичный. В отличие от авторитарного вождя демократический лидер предпочитает находиться внутри группы, а не над ней. Такой лидер доступен, открыт к сотрудничеству со всеми.

Не вмешивающийся стиль руководства — это средний вариант между первыми двумя типами. Цель такого лидера — уйти от ответственности, переложив ее на подчиненных. Он избегает принятия решений, старается не замечать проблем, по возможности избегать конфликтов, воздерживаться в общении как от похвалы, так и от порицания и находиться в стороне от группы.

Стиль лидерства во многом — вопрос тактики. Поэтому выбор лидером стиля поведения зависит не только от его личных качеств, но и от конкретной политической обстановки.

Существуют и другие типологии. Так, по масштабам осуществления функций выделяют лидерство общенациональное, определенных классов (слоев, групп, этносов, организаций, партий, движений), региональное.

Таким образом, отношения политического лидерства характеризуются сложным взаимодействием, с одной стороны, лидера, обладающего необходимыми качествами и способностями, чертами характера, а с другой — его последователей, связывающих с ним свои ожидания и готовых в обмен на оправдание этих ожиданий подчиняться ему. Эти отношения носят упорядоченный характер, они налаживают взаимодействие между лидером и его последователями, придают им стабильный и предсказуемый характер. Эти отношения находятся под постоянным воздействием различных внешних факторов, влияющих на мотивацию поведения как лидера, так и его последователей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий