Тема № 18. Социальная структура общества
1.
Социальные общности, группы,
их типы.
2.
Социальная стратификация, ее критерии.
3.
Социальное неравенство.
Социальная группа —
это любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во
взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Типы групп:
·
Условная группа ― объединенная по определенному признаку (характеру
деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д.)
общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии, социологии
или других наук и включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных
объективных взаимоотношений друг с другом.
Пример: Россияне.
·
Неформальная группа — это такая социальная общность, которая сформирована на
основе межличностных отношений и не имеет
официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса, и существует на
основе личных интересов ее участников.
Пример: поэтический кружок.
·
Формальная группа ― социальная группа, структура и деятельность которой
рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными
групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.
Пример: сотрудники школы.
·
Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида
своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником
формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
Например: работник в организации, стремясь
сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Высшее
руководство в таком случае как раз является референтной группой.
·
Малая группа ― небольшая по численности совокупность людей, включающая
от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты
друг с другом.
(семья)
·
Большая группа ― совокупность людей, существующая в масштабах общества,
страны: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности
нация, народность, племя, возрастные
группы ,молодежь, пенсионер и др.
Принадлежность
индивидов к большой группе определяется на основе некоторых объективных
признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного
контакта с другими членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к
ней.
·
Профессиональная группа ― объединенная по определенной принадлежности к
какой-либо профессии.
Пример: группа водителей автобусов.
Воздействие группы на человека
Группы
и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может
быть как положительным, так и отрицательным.
Позитивное
·
Отношения,
складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные
нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью.
·
В
группе человек совершенствует свои коммуникативные умения.
·
От
членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно
воспринимать и оценивать себя.
·
Группа
дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций,
необходимых для его развития.
Негативное
·
Цели
группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб
интересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм.
·
Воздействие,
которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их
оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами
неординарные личности сдерживались, подавлялись в своем развитии,
преследовались.
·
Иногда
человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е.
осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с
ними, исходя из каких-либо соображений.
О Социальная стратификация — это расслоение общества на социальные слои (страты)
путём объединения по различным социальным характеристикам, отражающее
сложившееся в данном обществе представление о социальном неравенстве.
Сущность социальной стратификации заключается
в том, что права, обязанности, ответственность, привилегии распределяются между
людьми неравномерно, из-за чего влияние одних людей сильнее, чем других.
Критерии социального неравенства
Критерии социального неравенства впервые
выдвинули такие ученые как К.Маркс, М.Вебер, П.Соркин:
·
Карл Маркс ― факт
обладания человеком собственностью и уровень его доходов.
·
Макс Вебер ― добавил к
теории Маркса социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим
партиям, к власти.
·
Питирим Сорокин ―
неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей
в обществе. Социальное пространство имеет и множество иных критериев
дифференциации (расслоения, которую можно осуществлять по гражданству, роду
занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д.
·
Сторонники теории
структурного функционализма ― социальные функции, которые выполняют те или иные
социальные слои в обществе.
Несмотря на большое
количество теорий социального неравенства, сегодня в большинстве современных
обществ самыми важными критериями стратификации являются следующие четыре:
·
власть
·
образование
·
доход
·
престижность профессии
Социальное неравенство' — форма
социальной дифференциации, при которой
отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на
разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными
жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем
виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют
неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.
Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми
(прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у
черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное
неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту
социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в
настоящее время для России
Социальными называются те различия, которые порождены
социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское
население), разделением труда (работники умственного и физического труда),
социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к
различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти,
достижениясоциального статуса, престижа, образования.
Различные уровни социального развития
являются базой для социального неравенства, возникновения
богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой,
включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование,
престиж).
Тема № 19. Социальное положение личности в обществе и пути его изменения
1.Положение индивида
в обществе.
2.Социальные статусы
и роли.
3.Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе.
Социализация ― процесс усвоения
индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения,
общепринятых большинством членов общества, к которому индивид принадлежит.
Этот
процесс включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками,
формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
Социализация осуществляется при помощи агентов и институтов, формирующих, направляющих,
стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение
культурным нормам и социальным ценностям.
Например,
родители, преподаватели, коллеги
Институты социализации — это учреждения, влияющие на процесс социализации и
направляющие его.
например,
семья, школа, ВУЗ, работа
Типы социализации
В социологической науке принято
выделять два основных типа социализации:
·
первичная —
усвоение норм и ценностей ребенком.
·
вторичная —
усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
В
зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и
институты социализации.
Агенты первичной социализации ― родители, братья, сестры,
бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных
группировок. Термин “первичная” относится
ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации ― представители администрации
школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств
массовой информации. Термин “вторичная” описывает
тех, кто оказывает менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа
сверстников и т. д.
Вторичные институты — это государство, его органы,
университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Факторы, влияющие на
процесс социализации
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс
социализации:
1.
биологическая
наследственность
2.
физическое
окружение
3.
культура,
социальное окружение
4.
групповой
опыт
5.
индивидуальный
опыт
Социальная роль — это
модель поведения, признанная обществом целесообразной для людей определенного
статуса и ожидаемая им от индивида.
Ролевой набор —
это совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
Виды
ролей в ролевом наборе:
·
Основные (семейно-бытовые, профессиональные и др.)
·
Ситуационные(пассажир, пешеход, покупатель и др. )
Структура социальной роли:
·
Описание
типа поведения;
·
Предписания
или нормы, определяющие требования к выполнению роли;
·
Оценка
выполнения данной роли;
·
Меры
поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.
Реальное ролевое поведение человека отличается от социальной
роли как образца поведения. Это происходит под влиянием ряда факторов:
·
Биопсихологические
возможности человека;
·
Личностный
образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для
успешного выполнения роли;
·
Характер
принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить
за выполнением ролевого поведения;
·
Структура
группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.
Ролевые конфликты
В
процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности,
связанные с необходимостью человека исполнять различные роли. Это приводит в
ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними
противоречий и конфликтных отношений.
Виды ролевых конфликтов:
·
Внутриролевые — конфликты, при которых требования одной и той же роли
противоречат друг другу
Роль
родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и
требовательность, строгость по отношению к ним
·
Межролевые — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования
одной роли противоречат требованиям другой
Например,
требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею
домашних обязанностей
·
Личностно-ролевые — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли
противоречат интересам и жизненным устремлениям личности
Например,
когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий