понедельник, 25 марта 2024 г.

Лекция для ЭБПК Рыночные отношения в экономике

 При подготовке к семинару используйте учебник под редакцией Боголюбова https://profspo.ru/books/132315


Тема № 13.Рыночные отношения в экономике

1.Рыночный спрос

2. Рыночное предложения

Сущность рынка. Конкуренция – ключевая категория рынка. Субъекты рынка и их типы

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной экономики.

Рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью экономической жизни является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы. Распределение играет важную роль в складывании социальных отношений, в определении материального положения различных слоев общества. Обмен также оказывает сильное обратное воздействие на производство, обеспечивая его непрерывность и согласованность. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуя своеобразный механизм их взаимодействия.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций, отраженных на следующей схеме:

https://studfile.net/html/29018/1810/html_MoQgcnLLRI.2o2J/img-OXdN8_.png

Рисунок 10 - Основные функции рынка

· Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

· Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.

· Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

· Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.

· Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Одно из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, получившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее простейшая форма, представленная ниже, не учитывает влияние государства на экономику, роль финансового рынка, а также действие внешнеэкономических факторов.

https://studfile.net/html/29018/1810/html_MoQgcnLLRI.2o2J/img-a0FOBI.png

Рисунок 11 - Основные участники рынка и их взаимоотношения

Домохозяйство – представляет коллектив людей, имеющих общую собственность и доходы и принимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства, выступает как их продавец и одновременно как потребитель товаров и услуг.

Предприятия, покупая ресурсы у населения, действует как покупатель, а реализуя готовый товар, как продавец. Таким образом, домохозяйства и предприятия связаны двумя рынками: ресурсов и товаров. Навстречу потоку факторов производства, товаров и услуг, движущемуся на схеме против часовой стрелки, движутся деньги (доходы от факторов производства, потребительские расходы, предпринимательские доходы и затраты на ресурсы).

В действительности отношения между людьми в рыночной системе носят более сложный характер, т. к. кроме домохозяйств и предприятий активными экономическими субъектами выступают государство и банки.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу.

Место и роль конкуренции в рыночной экономике

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:

· выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;

· сводит конкретный труд к общественно необходимому;

· содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:

– креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

– приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

– обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего, выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию

Рынок существует для потребителя, поэтому важными элементами рыночного механизма являются спрос и предложение, соотношение между которыми оказывает, как было сказано выше, влияние на рыночные цены и их колебание. Но вместе с тем, рыночные цены сами влияют на спрос и на предложение. Кроме того, между спросом и предложением тоже существует сложная взаимосвязь - спрос определяет предложение и, наоборот, предложение определяет спрос.

Рассмотрим категории спроса и предложения.

Спрос - это одна из сторон конъюнктуры (от лат. «связывать», «соединять») рынка, под которой следует понимать совокупность признаков, характеризующих его текущее состояние, которое, прежде всего, определяется соотношением спроса и предложения. Спрос отражает потребность людей в том или ином товаре, подкрепленную имеющимися деньгами.

По своему содержанию спрос - это количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторым ценам в течение определенного времени. В отличие от потребностей, он выступает как платежеспособная потребность, т.е. как денежное выражение величины потребности в продуктах и услугах.

В хозяйственной практике спрос имеет различные виды. Можно выделить индивидуальный, рыночный, совокупный, стабильный, спонтанный, нерегулярный, потенциальный, растущий, отложенный, неудовлетворенный, ожидаемый, эластичный и неэластичный.

Однако, не все товары имеют одинаковую быстроту реакции спроса на изменение цен, т.е. степень эластичности спроса разная. Различают товары эластичного и неэластичного спроса.

К товарам неэластичного спроса относятся товары повседневного потребления - соль, сахар, хлеб, крупа и т.д. Спрос на эти товары более или менее стабилен, независимо от изменения цен. К товарам эластичного спроса относятся товары не первой необходимости - предметы роскоши, автомашины и т.д.

Такое разграничение спроса имеет большое значение для предпринимателей, имеющих дело с той или иной группой товаров. Так, повышение цен на товары эластичного спроса создает угрозу потери значительного числа потребителей, а значит и сокращение прибыли. Более того, им выгодно снижать цены на свою продукцию, т.к. в этом случае их товарооборот увеличивается. Теряя в получаемом доходе от реализации единицы продукта по меньшей цене, они выигрывают от увеличения количества покупателей и соответственного роста дохода.

При неэластичном спросе количество покупателей не увеличивается, поэтому доход тем выше, чем выше цена.

Таким образом, цена растет - спрос падает, цена падает - спрос растет. Но следует заметить, что даже при падении цены увеличение спроса не бесконечно. При определенном уровне насыщения данными товарами, удовлетворение, получаемое от него, падает. Экономисты называют это «эффектом убывания предельной полезности» (когда последняя единица приобретаемого товара дает меньшее удовлетворение, чем предыдущая).

Но и при неизменной цене спрос может быть больше или меньше, так как на спрос влияют и неценовые факторы, среди которых важнейшую роль играет уровень получаемых доходов в обществе. При этом, рост дохода ведет к снижению доли расходов на продовольствие и к увеличению расходов на предметы длительного пользования, на более качественные и дорогие товары (закон Энгеля).

Фактором, влияющим на спрос являются ожидания потребителей. Так, инфляционные ожидания делают спрос ажиотажным, все стремятся вложить деньги в товары и недвижимость. В этом случае растет спрос и на дорогие товары (предметы роскоши), т.к. не исключается еще больший рост цен на эти товары в условиях инфляции.

На спрос влияют климатические, сезонные и демографические факторы, изменения вкусов потребителей и моды, появление новых товаров-заменителей. Спрос зависит от правильности выбора места торговли.

Для функционирования механизма рыночной экономики страны большое значение имеет состояние совокупного спроса. Экономика страны в целом будет нормально развиваться, если все произведенные товары найдут своего покупателя, если на них будет спрос.

Совокупный спрос - это сумма всех расходов на приобретение товаров и услуг, произведенных в экономике. Он включает в себя спрос на потребительские товары, на средства производства (инвестиционные товары); спрос на товары и услуги со стороны государства; спрос иностранных покупателей на наш экспорт.

Совокупный спрос также зависит от динамики цен. Если общий уровень цен растет, совокупный спрос сокращается. Но на совокупный спрос влияют и другие факторы: уровень доходов населения, величина налогов и процентных ставок, размеры субсидий и кредитов, масса денег, находящихся в обращении, государственные расходы.

Рост совокупного спроса способствует росту объема производства, стимулирует повышение занятости, рост доходов и, как результат этого - увеличение совокупных расходов, инвестиций и рост производства. Снижение совокупного спроса действует в обратном направлении.

Такое понимание роли совокупного спроса лежит в основе Кейнсианской модели стабилизации экономики и поддержании ее в равновесном состоянии. Рынок, по мнению кейнсианцев, не может самостоятельно создавать эффективный и постоянно растущий спрос без помощи активной деятельности государства, которое должно влиять на формирование общественного спроса через организацию общественных работ за счет средств госбюджета, через соответствующую налоговую политику, через размещение государственных заказов и инвестиций. Иначе говоря, по Кейнсу, спрос рождает предложение.

Предложение - это есть количество товаров, которое продавцы готовы предложить рынку по конкретным ценам в течение определенного времени, т.е. совокупность товаров, находящихся на рынке.

Оно определяется производством. Практика свидетельствует о том, что при высоких ценах складывается тенденция к увеличению производства, так как повышается доходность от продажи данного товара и сюда, в эту отрасль, вливается новый капитал, которых уходит из менее прибыльного производства. Таким образом, предложение товаров зависит в первую очередь от существующих на рынке цен на данный товар, т.е. действует закон предложения, который отражает прямую связь между ценой товара и тем количеством его, которое продавцы хотят и могут продать по этой цене.

Но помимо цены на предложение влияют и другие факторы. К ним относятся:

Цены на ресурсы. Их изменение влияет на уровень издержек, а значит и на объем производства. Так, если снизятся цены на электроэнергию, удобрения и сельскохозяйственную технику, объем сельскохозяйственного производства возрастет;

В том же направлении действуют прогрессивные изменения в технологии и техническом оснащении производства;

Налоги, которые выступают как дополнительные издержки и их повышение ведет к сокращению объема производства и к уменьшению предложения;

Дотации и субсидии обеспечивают рост производства и увеличение предложения данного товара.

На объем предложения влияют цены на товары-заменители, ожидаемые изменения цен, число продавцов данного товара на рынке, природно-климатические условия; наличие свободных капиталов, природных и трудовых ресурсов.

При анализе общехозяйственной конъюнктуры применяется не только категория совокупного спроса, о чем было сказано выше, но и категория совокупного предложения. Это товары, произведенные в стране плюс импорт товаров. Факторами, воздействующими на совокупное предложение являются масштабы производственного аппарата, численность и подготовленность трудовых ресурсов, уровень фундаментальных и прикладных исследований, масштабы и структура импорта.

На совокупное предложение оказывает влияние государство - через дотации, кредиты, инвестиции и льготные налоги.

Равновесная цена. В зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке могут сложиться разные ситуации.

Если спрос превышает предложение, на рынке возникает дефицит данного товара, конкуренция между покупателями-потребителями, спекулятивный рост цен, снижение качества и стимула к научно-техническому прогрессу. Но вместе с тем, возрастающая прибыль дает сигнал для привлечения капитала в данную отрасль.

Превышение предложения над спросом означает перепроизводство данного товара, конкуренцию между производителями, в ходе которой снижается цена, соответственно падает прибыль и начинается отток капитала из данной отрасли.

Но может быть и ситуация равенства спроса и предложения, т.е. рыночное равновесие, которое устанавливается тогда, когда производители производят столько товаров, сколько потребители хотят и могут купить.

 

лекция в форме Презентации (перейдите по ссылке) https://docs.google.com/presentation/d/1_DPt52vu3_0t80sPrmC-pLAPArWjBXe6/edit?usp=sharing&ouid=109634769328875566333&rtpof=true&sd=true

Комментариев нет:

Отправить комментарий