Тема № 9. Наука и образование
1.Наука. Функции науки.
Возрастание роли науки в современном обществе.
2.Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
3.Образование в
современном обществе. Система российского образования.
Наука и
образование
В
современном мире немаловажное место занимают такие сферы духовной культуры
человека как наука и образование.
Наука как
сфера духовной жизни человека
Наука —
это особая система достоверных знаний о закономерностях развития природы,
общества, человека.
Наука ― творческая деятельность, направленная на
получение, обоснование и систематизацию новых знаний (законов, понятий теорий).
Наука
также является одной из сфер духовной культуры человека, важным социальным
институтом, связанным с остальными сферами духовной жизни человека (особенно
тесно – со сферой образования).
Также наука как сфера духовной жизни
обладает собственной этикой науки, которая
складывается из высших моральных ценностей, ориентации науки на высшее благо.
Ядро научной этики – понимание свободы и социальной ответственности учёных в
условиях возрастания роли науки во всех общественных сферах.
Например,
в ситуации распространения коронавируса ученые, осознавая свою социальную
ответственность, приступили к созданию вакцины и справились с поставленной
задачей в достаточно короткий срок.
Наука как вид человеческой
деятельности обладает рядом специфических особенностей:
1.
Применение
особых (научных) методов познания окружающего мира (анализ, синтез,
моделирование и т.д.);
2.
Стремление
к объективности и достоверности: изучить мир таким, какой он есть, независимо
от личности и интересов самого человека;
3.
Подверженность
рациональной критике, проверяемость;
4.
Рациональность,
связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.
Важнейшие функции науки в обществе:
Познавательная – создание и воспроизводство знаний;
Прогностическая – построение краткосрочного или долгосрочного
прогноза на основе имеющихся данных;
Социально-производственная – социальное управление и развитие общества,
участие в создании производства современного уровня;
Культурно-мировоззренческая – наполнение мировоззрения объективным знанием о
природе и обществе для формирования человеческой личности как субъекта познания
и деятельности; формирование определённой картины мира;
Образовательная – наполнение образовательного процесса, т.е.
обеспечение конкретным материалом процесс обучения.
Виды наук
Наука
подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой
тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.
В зависимости от предмета и
метода познания:
·
Науки
о природе (естественные): естествознание, биология, химия,
физика и др.
·
Науки
об обществе (общественные): история, филология, политология,
социология и др.
·
Науки
о познании и мышлении (гуманитарные): психология, риторика, логика,
гносеология, диалектика.
·
Технические
науки (действие законов физики и химии в технических устройствах): механика,
физика;
·
Точные
науки (числа и количественные отношения): математика,
информатика.
По отношению к практике:
·
Фундаментальные
науки: отсутствует
прямая ориентация на практику.
Задачей фундаментальных наук является познание законов,
управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные
исследования определяют перспективы развития науки.
·
Прикладные
науки: присутствует
непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для
решения производственных и социально-практических проблем.
Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов
фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических
проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием
авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники,
информатики, биотехнологии, генетики и др.
Например,
открытия в химии или биологии (фундаментальные науки) широко используются в
генетике (прикладная наука) с целью селекционирования новых видов, лечения
генетических болезней и пр..
Образование
как сфера духовной жизни человека
Среди социальных институтов
современного общества образование играет
одну из важнейших ролей.
Образование —
это один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения
умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей
через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой
информации.
Современное образование
характеризуется набором черт (тенденций):
·
Информатизация
(компьютеризация) – внедрение информационных технологий в
образовательный процесс;
·
Рост
продолжительности образования – увеличивается объем знаний,
которые необходимо усвоить, растут требования к квалификации специалистов, что
приводит к удлинению сроков обучения на разных этапах;
·
Непрерывный
характер –
черта, характеризующаяся тем, что в условиях научно-технической революции работник
должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ,
на новые технологии, поэтому необходимо постоянно расширять свои знания и
компетенции;
·
Специализация
(профилизация) –
нацеленность на формирования специализированных знаний и навыков у выпускников
образовательных учреждений, применимых в конкретной профессии, обширная
профориентационная деятельность на уровне школьного образования;
·
Интернационализация – создание
единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем;
·
Демократизация –
становление образования общедоступным для широких слоев населения, хотя
различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются;
·
Гуманизация
образования –
внимание к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным
особенностям;
·
Гуманитаризация
образования –
повышение роли гуманитарных дисциплин (обществознание, право, иностранные языки
и т.д.) в образовательном процессе.
Функции образования
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации,
ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Также образование обладает рядом функций и задач:
·
Социализация
личности (социальная функция) – передача накопленных знаний,
культурных ценностей и норм, воспроизводство социальной структуры общества;
·
Профессиональная
подготовка кадров (экономическая функция) – подготовка
качественных трудовых ресурсов (работников), влияние на состояние экономики;
·
Канал
социальной мобильности – достижение человеком высоких позиций в
социальной структуре общества;
·
Культурная
функция –
использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития
его творческих способностей;
·
Средство
самореализации человека – помощь в раскрытии способностей и
талантов личности и т.д.
Образование как система
Образование
представляет из себя целостную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных
ступеней и уровней подготовки.
В
России образование включает в себя следующие этапы:
Общее образование
1.
Дошкольное образование (до 7 лет) – осуществляется в специализированных
учреждениях – яслях, детских садах;
2.
Школьное образование:
·
Начальное
общее образование (1 – 4 классы);
·
Основное
общее образование (5 – 9 классы);
·
Среднее
общее образование (10 – 11 классы).
Профессиональное образование
1.
Среднее профессиональное образование (от 2 до 4 лет);
2.
Высшее профессиональное образование:
·
Высшее
образование — бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года);
·
Высшее
образование — специалитет (5 лет);
·
Высшее
образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура,
докторантура).
Дополнительное образование: занятия в кружках, секциях и пр. Может
сопровождать индивида на всех этапах образования (от дошкольного до
докторантуры).
Тема № 10. Религия
1Религия, её роль в жизни общества
и человека.
2.Мировые и национальные
религии.
Религия и
религиозные организации
Религия
(с лат. «связь») – часть духовного мира человека. В обществоведческой науке у
неё существует несколько определений:
Религия —
это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе
веры в существование сверхъестественной силы.
Религия — совокупность взглядов и представлений, система
верований и обрядов, объединяющая людей в единую общность.
В основе любой религии лежит вера в сверхъестественное (в
Бога/богов/силы и т.д.).
Важным компонентом религии
является религиозное сознание –
убеждение верующих в реальном существовании потустороннего,
сверхъестественного, в том, что источником главных ориентиров и ценностей
человечества является Бог или иная высшая сила в мире.
Религию как особую форму культуры
человечества изучает специальная наука – религиоведение. Её
не следует путать с теологией –
совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.
Религия и религиозные
организации как общественный институт
Религия как форма духовной
деятельности является значимым социальным институтом и включает ряд обязательных элементов:
Вера – религиозные чувства, настроения, эмоции.
Учение – систематизированная, специально разработанная
для конкретной религии совокупность принципов, идей, понятий.
Религиозный культ – совокупность действий, которые совершают
верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п.
Церковь – социальный институт, упорядочивающий и
направляющий жизнь религиозной общины.
Важно!
В теории среди религиозных организаций
различают «церковь» и «секту». Первое, церковь – это объединение
последователей какого-либо религиозного учения, второе, секта – организация,
возникшая в результате отделения от церкви части последователей,
противопоставляющая себя основной массе верующих и «господствующей» церкви.
Религиозные объединения в РФ –
добровольные объединения граждан РФ и иных участников, постоянно и на законных
условиях, проживающих на территории РФ, образованные в целях совместного
исповедания и распространения веры.
Религиозные объединения, связанные
общностью верования, называют конфессией и
говорят о едином вероисповедании их
представителей.
Безусловно, религия как
институт выполняет ряд важных функций и задач:
·
Мировоззренческая – позволяет человеку сформировать взгляд на мир,
общество, самого себя, ставить цели своей деятельности;
·
Коммуникативная – с одной стороны, с помощью религии человек
общается с Богом, а также душами, ангелами и т. д., с другой стороны, религия
обеспечивает общение верующих друг с другом;
·
Регулятивная – упорядочивает и регулирует помыслы, стремления
людей, их деятельность, позволяет определить границы морального и
нравственного, скорректировать поведение людей в соответствии с этими
показателями;
·
Компенсаторная – позволяет снять стресс, подавить негативные
эмоции и прийти к медитации, духовному наслаждению, утешает человека и дарит
ему силы;
·
и др.
(интегрирующе-дезинтегрирующая, культурно-транслирующая, легитимирующая и т.д.)
Типология религии
Выделяют
несколько классификаций религии.
1. В зависимости от количества
богов:
·
Многобожие
или политеистические религии –
вера в существование множества богов (древнегреческие и древнеегипетские
верования, язычество, тотемизм, индуизм и т.д.)
·
Единобожие
или монотеистические религии –
вера в существование единого Бога (христианство, мусульманство, иудаизм и т.д.)
2. В зависимости от территории
распространения и количества верующих:
·
Родоплеменные
примитивные верования или местные верования:
анимизм
шаманов Якутии; африканское вуду
·
Национально-государственные
религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций:
иудаизм
(Израиль); индуизм (Индия); синтоизм (Япония); конфуцианство (Китай); даосизм
(Китай)
·
Мировые религии,
распространенные среди народов различных стран и континентов:
1. буддизм
2. христианство (православие, католицизм, протестантство)
3. ислам/мусульманство (шиизм, суннизм)
Мировые религии, в свою очередь, обладают также рядом важных признаков:
·
огромное число
последователей во всем мире;
·
эгалитарность (проповедуют
равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
·
пропагандистская
активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого
исповедания);
·
космополитичность (носят
меж- и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств).
Комментариев нет:
Отправить комментарий