суббота, 9 марта 2024 г.

Лекции 9-10 для ЭБПК. Наука и образование. Религия.

 

Тема № 9. Наука и образование

1.Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.

2.Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.

3.Образование в современном обществе. Система российского образования.

Наука и образование

В современном мире немаловажное место занимают такие сферы духовной культуры человека как наука и образование.

Наука как сфера духовной жизни человека

Наука — это особая система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека.

Наука ― творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (законов, понятий теорий).

Наука также является одной из сфер духовной культуры человека, важным социальным институтом, связанным с остальными сферами духовной жизни человека (особенно тесно – со сферой образования).

Также наука как сфера духовной жизни обладает собственной этикой науки, которая складывается из высших моральных ценностей, ориентации науки на высшее благо. Ядро научной этики – понимание свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех общественных сферах.

Например, в ситуации распространения коронавируса ученые, осознавая свою социальную ответственность, приступили к созданию вакцины и справились с поставленной задачей в достаточно короткий срок.

Наука как вид человеческой деятельности обладает рядом специфических особенностей:

1.     Применение особых (научных) методов познания окружающего мира (анализ, синтез, моделирование и т.д.);

2.     Стремление к объективности и достоверности: изучить мир таким, какой он есть, независимо от личности и интересов самого человека;

3.     Подверженность рациональной критике, проверяемость;

4.     Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.

Важнейшие функции науки в обществе:

Познавательная – создание и воспроизводство знаний;

Прогностическая – построение краткосрочного или долгосрочного прогноза на основе имеющихся данных;

Социально-производственная – социальное управление и развитие общества, участие в создании производства современного уровня;

Культурно-мировоззренческая – наполнение мировоззрения объективным знанием о природе и обществе для формирования человеческой личности как субъекта познания и деятельности; формирование определённой картины мира;

Образовательная – наполнение образовательного процесса, т.е. обеспечение конкретным материалом процесс обучения.

Виды наук

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

В зависимости от предмета и метода познания:

·         Науки о природе (естественные): естествознание, биология, химия, физика и др.

·         Науки об обществе (общественные): история, филология, политология, социология и др.

·         Науки о познании и мышлении (гуманитарные): психология, риторика, логика, гносеология, диалектика.

·         Технические науки (действие законов физики и химии в технических устройствах): механика, физика;

·         Точные науки (числа и количественные отношения): математика, информатика.

По отношению к практике:

·         Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

·         Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.

Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др.

Например, открытия в химии или биологии (фундаментальные науки) широко используются в генетике (прикладная наука) с целью селекционирования новых видов, лечения генетических болезней и пр..

Образование как сфера духовной жизни человека

Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование — это один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Современное образование характеризуется набором черт (тенденций):

·         Информатизация (компьютеризация) – внедрение информационных технологий в образовательный процесс;

·         Рост продолжительности образования – увеличивается объем знаний, которые необходимо усвоить, растут требования к квалификации специалистов, что приводит к удлинению сроков обучения на разных этапах;

·         Непрерывный характер – черта, характеризующаяся тем, что в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии, поэтому необходимо постоянно расширять свои знания и компетенции;

·         Специализация (профилизация) – нацеленность на формирования специализированных знаний и навыков у выпускников образовательных учреждений, применимых в конкретной профессии, обширная профориентационная деятельность на уровне школьного образования;

·         Интернационализация – создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем;

·         Демократизация – становление образования общедоступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются;

·         Гуманизация образования – внимание к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям;

·         Гуманитаризация образования – повышение роли гуманитарных дисциплин (обществознание, право, иностранные языки и т.д.) в образовательном процессе.

Функции образования

Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Также образование обладает рядом функций и задач:

·         Социализация личности (социальная функция) – передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм, воспроизводство социальной структуры общества;

·         Профессиональная подготовка кадров (экономическая функция) – подготовка качественных трудовых ресурсов (работников), влияние на состояние экономики;

·         Канал социальной мобильности – достижение человеком высоких позиций в социальной структуре общества;

·         Культурная функция – использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей;

·         Средство самореализации человека – помощь в раскрытии способностей и талантов личности и т.д.

Образование как система

Образование представляет из себя целостную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных ступеней и уровней подготовки.

В России образование включает в себя следующие этапы:

Общее образование

1. Дошкольное образование (до 7 лет) – осуществляется в специализированных учреждениях – яслях, детских садах;

2. Школьное образование:

·         Начальное общее образование (1 – 4 классы);

·         Основное общее образование (5 – 9 классы);

·         Среднее общее образование (10 – 11 классы).

Профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование (от 2 до 4 лет);

2. Высшее профессиональное образование:

·         Высшее образование — бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года);

·         Высшее образование — специалитет (5 лет);

·         Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

Дополнительное образование: занятия в кружках, секциях и пр. Может сопровождать индивида на всех этапах образования (от дошкольного до докторантуры).

 

Тема № 10. Религия

1Религия, её роль в жизни общества и человека.

2.Мировые и национальные религии.

Религия и религиозные организации

Религия (с лат. «связь») – часть духовного мира человека. В обществоведческой науке у неё существует несколько определений:

Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной силы.

Религия — совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая людей в единую общность.

В основе любой религии лежит вера в сверхъестественное (в Бога/богов/силы и т.д.).

Важным компонентом религии является религиозное сознание – убеждение верующих в реальном существовании потустороннего, сверхъестественного, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог или иная высшая сила в мире.

Религию как особую форму культуры человечества изучает специальная наука – религиоведение. Её не следует путать с теологией – совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.

Религия и религиозные организации как общественный институт

Религия как форма духовной деятельности является значимым социальным институтом и включает ряд обязательных элементов:

Вера – религиозные чувства, настроения, эмоции.

Учение – систематизированная, специально разработанная для конкретной религии совокупность принципов, идей, понятий.

Религиозный культ – совокупность действий, которые совершают верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п.

Церковь – социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь религиозной общины.

Важно!

В теории среди религиозных организаций различают «церковь» и «секту». Первое, церковь – это объединение последователей какого-либо религиозного учения, второе, секта – организация, возникшая в результате отделения от церкви части последователей, противопоставляющая себя основной массе верующих и «господствующей» церкви.

Религиозные объединения в РФ – добровольные объединения граждан РФ и иных участников, постоянно и на законных условиях, проживающих на территории РФ, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры.

Религиозные объединения, связанные общностью верования, называют конфессией и говорят о едином вероисповедании их представителей.

Безусловно, религия как институт выполняет ряд важных функций и задач:

·         Мировоззренческая – позволяет человеку сформировать взгляд на мир, общество, самого себя, ставить цели своей деятельности;

·         Коммуникативная – с одной стороны, с помощью религии человек общается с Богом, а также душами, ангелами и т. д., с другой стороны, религия обеспечивает общение верующих друг с другом;

·         Регулятивная – упорядочивает и регулирует помыслы, стремления людей, их деятельность, позволяет определить границы морального и нравственного, скорректировать поведение людей в соответствии с этими показателями;

·         Компенсаторная – позволяет снять стресс, подавить негативные эмоции и прийти к медитации, духовному наслаждению, утешает человека и дарит ему силы;

·         и др. (интегрирующе-дезинтегрирующая, культурно-транслирующая, легитимирующая и т.д.)

Типология религии

Выделяют несколько классификаций религии.

1. В зависимости от количества богов:

·         Многобожие или политеистические религии – вера в существование множества богов (древнегреческие и древнеегипетские верования, язычество, тотемизм, индуизм и т.д.)

·         Единобожие или монотеистические религии – вера в существование единого Бога (христианство, мусульманство, иудаизм и т.д.)

2. В зависимости от территории распространения и количества верующих:

·         Родоплеменные примитивные верования или местные верования:

анимизм шаманов Якутии; африканское вуду

·         Национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций:

иудаизм (Израиль); индуизм (Индия); синтоизм (Япония); конфуцианство (Китай); даосизм (Китай)

·         Мировые религии, распространенные среди народов различных стран и континентов:

1.     буддизм

2.     христианство (православие, католицизм, протестантство)

3.     ислам/мусульманство (шиизм, суннизм)

Мировые религии, в свою очередь, обладают также рядом важных признаков:

·         огромное число последователей во всем мире;

·         эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

·         пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания);

·         космополитичность (носят меж- и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств).

Комментариев нет:

Отправить комментарий