воскресенье, 11 февраля 2024 г.

Лекция 1. (для ЭБПК) Общество и общественные отношения. Информационное общество и массовые коммуникации

 

Рекомендуемый учебник- 

Обществознание: 10 класс: базовый уровень : учебник / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев [и др.] ; Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — https://profspo.ru/books/132315



Тема № 1 Общество и общественные отношения

1.Общество как система.

2.Общественные отношения.

3.Связи между подсистемами и элементами общества.

 

1.Общество как система.

С точки зрения существующих в философии и науке подходов общество можно охарактеризовать как сложноорганизованную, саморазвивающуюся, динамичную, открытую систему, включающую в себя отдельных индивидов и социальные общности и способную, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. 

Основные принципы системы:

·         целое несводимо к сумме частей

·         целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов

·         структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов (подсистем)

·         элементы в свою очередь могут иметь сложное строение и выступать системами

·         существует взаимосвязь системы и среды.

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, которые образуют единое целое и постоянно взаимодействуют.

Основными элементами этой системы являются люди, а сферы жизни общества - это подсистемы: экономическая, политическая, социальная, духовная.

 

Общество как система характеризуется следующими чертами:

·         Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчинёнными отношениями;

·         Общество постоянно изменяется, развивается;

·         Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей разных людей создаёт предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, учёные создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в её самых различных областях, компьютерные модели мира и др.;

·         Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включённый в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба;

·         В обществе постоянно циркулирует информация;

·         Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования;

·         Общество постоянно взаимодействует с внешней средой - природой и культурой;

 

 

2.Общественные отношения.

Общественные отношения

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Данное словосочетание имеет различные определения, некоторые представлены ниже:

·         Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

·         Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, состоят в исторически определённых общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

·         Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

·         Общественные отношения — это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

·         Общественные отношения (в праксеологии) — это многообразные связи, объективно возникающие между субъектами социума, проявляющиеся как взаимозависимости[1].

Социальные отношения — это система многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т. п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

·         как отношения человека с обществом, общества с человеком;

·         между индивидами как представителями общества;

·         между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;

·         между различными обществами;

·         между индивидами как представителями различных социальных группсоциальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

Проблемы определения

Несмотря на то что термин «социальные отношения» является широко употребляемым, ученые не пришли к общему выводу относительно их определения. Встречаются определения социальных отношений через конкретизацию того, между кем и по поводу чего они возникают:

·         Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определённых общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

·         Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их социального равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Однако в любом случае под ними понимают устойчивые формы организации социальной жизни. Для характеристики социальной жизни нередко используется термин «социетальный», который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.

Общественные отношения — это совокупность нормативно регулируемых нравами, обычаями и законами индивидуальных субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений, складывающихся под влиянием а) взаимной борьбы индивидов за объекты собственности, б) совместной жизнедеятельности на общей территории, в) генетической программы воспроизводства жизни, г) сотрудничества друг с другом на условиях общественного разделения труда в производстве, распределении, обмене и потреблении совокупного общественного

Классификация

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:

·         Классовые отношения

·         Национальные отношения

·         Этнические отношения

·         Групповые отношения

·         Межличностные отношения

·         Правоотношения

Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Сферы общественной жизни

·         Экономическая

·         Политическая

·         Социальная

·         Духовная

Также некоторые исследователи выделяют информационную сферу жизни общества.

 

3.Связи между подсистемами и элементами общества.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1.     Экономическая сфера

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы:

·         отношения в процессе производства, обмена и потребления;

·         отношения по поводу права собственности;

·         отношения в процессе предпринимательской деятельности;

·         взаимосвязь государства и экономики.

Основные элементы и институты:

·         экономические системы;

·         производство;

·         обмен;

·         распределение;

·         формы собственности;

·         рынки;

·         деньги;

·         бюджет;

·         банки;

·         налоги;

·         безработица;

·         предпринимательская деятельность.

2.     Политическая сфера

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы:

·         отношения по поводу власти и управления обществом;

·         отношения человека и государства;

·         отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

Основные элементы и институты:

·         политика;

·         власть;

·         государство;

·         разделение властей;

·         формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов);

·         политические партии;

·         выборы;

·         гражданское общество.

3.     Социальная сфера

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы:

·         взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей);

·         порядок и принципы этих взаимоотношений.

Основные элементы и институты:

·         структура (стратификация) общества;

·         социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.);

·         социальная мобильность и социальные лифты;

·         национальные отношения;

·         семья.

4.     Духовная сфера

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы:

·         отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.);

·         отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Основные элементы и институты:

·         культура;

·         искусство;

·         образование;

·         наука;

·         религия;

·         вера;

·         мировоззрение;

·         мораль;

·         нравственность;

·         этика;

·         эстетика и пр.

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Подобная классификация применяется и к социальным институтам. Не стоит путать это понятие с учреждениями образовательной системы. О социальных институтах вы можете прочитать в другой теме ― “Основные институты общества”.



 Тема № 2 Информационное общество и массовые коммуникации

1.Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности.

2.Роль массовой коммуникации в современном обществе.

Постиндустриальное общество

1.Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности.

 

Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.

Главный фактор производства — информация.

Характерные черты постиндустриального общества:

Развитие сферы услуг.

Основная единица товара — информация (знания).

Развитие информационных технологий.

Профессиональное деление общества.

Широкое использование компьютерных технологий, автоматизация промышленности.

Глобализация экономики.

Реализация научно-технической революции.

Доминирование семьи партнерского типа.

Признаки постиндустриального общества:

Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.

Фактор развития — теоретические знания или информация.

Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.

Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».

Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).

 

 2.Роль массовой коммуникации в современном обществе.

Коммуникация – от лат communication «делаю общим, общаюсь»; слов имеет значения:

·         путь сообщения, связь одного места с другим;

·         общение, передача информации от человека к человеку.

Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и др.)  с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, компьютерная техника и др.) на численно большие. Рассредоточенные аудитории.

Массовая коммуникация – это процесс передачи и обмена информацией через средства массовой информации широким слоям населения с целью воздействия на мнения, оценки и поведение людей.

Особенности массовой коммуникации в современном обществе:

·         общение больших социальных групп;

·         использование технических средств;

·         отсутствие контакта между коммуникантами;

·         многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств;

·         быстрое распространение информации;

·         выраженная социальная значимость информации;

·         массовая, анонимная, разрозненная аудитория;

·         является односторонней, так как обычно источник информации не получает обратной связи от аудитории;

·         относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации;

·         источниками коммуникации являются определённые институты и организации.

 Массовая коммуникация выполняет следующие основные функции:

·         информационная – информирование о происходящих событиях;

·         пропагандистко-агитационная – формирование определённого общественного мнения; средства массовой коммуникации могут создавать и распространять определенные идеи, ценности и установки, которые влияют на восприятие и поведение людей. Они могут поддерживать или изменять общественные нормы, стереотипы и предубеждения;

·         образовательная – предоставление доступа к образовательным программам, документальным фильмам, научным исследованиям и другим материалам, которые помогают людям расширить свои знания;

·         воспитательная – нацеленность на формирование определённых моральных качеств людей (милосердия. патриотизма, гражданственности и др.);

·         трансляционная – передача знаний, ценностей от одного поколения к другому, обеспечение преемственности между поколениями;

·         развлекательная – фильмы, телешоу, музыка, игры и другие формы развлечения предлагают людям возможность отдохнуть, расслабиться и насладиться разнообразием культурных и развлекательных контентов, помогают людям снять стресс, улучшить настроение и провести время с удовольствием.

Виды средств массовой коммуникации.

средства массовой информации:

·         печать,

·         радио,

·         телевидение,

·         Интернет.

средства массового воздействия:

·         литература,

·         кино,

·         театр,

·         мюзиклы,

·         различные страдные шоу.

технические средства коммуникации:

·         телефон,

·         электронная почта.

Роль массовой коммуникации в современном обществе.

·         Является быстрым и удобным средством передачи информации на большую аудиторию;

·         влияет на мнения людей, помогает формировать определённую позицию общества на ту или иную проблему;

·         способствует распространению культурных ценностей;

·         предоставляет возможность высказывать свою точку зрения по общественным вопросам широкой аудитории, тем самым демонстрируя свободу слова, закреплённую в Конституции РФ.

·         используя рекламу, способствует продвижению товаров и услуг, тем самым повышая эффективность экономики;

·         способствует формированию устойчивых общественных групп: клубов по интересам, профессиональных сообществ, социальных групп, например, автолюбителей, студентов, волонтёров, а также политических партий, некоммерческих организаций и т.д.

·         проникновение цифровой и электронной коммуникации в различные сферы общественной жизни значительно модернизирует мние процессы, например, электронная запись в больницу, электронный больничный, электронная регистрация бизнеса, электронное оформление и получение государственных услуг, электронное взаимодействие с органами власти, предприятиями и между ними.

В современном мире появляются проблемы, касающиеся массовой коммуникации:

·         необходимость повышения требований к качеству передаваемой информации,

·         усиление ответственности за распространяемую информацию, достоверность сведений и данных.

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий