среда, 8 марта 2023 г.

Лекция 9. Правосудие и правоохранительные органы (для 1 курса ПСО)

Правосудие и правоохранительные органы

 

1.Судебная система.

2.Конституционный суд Рос­сийской Федерации.

3.Арбитражный суд   Рос­сийской Федерации.

4.Суды общей юрисдикции.

5.Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции

 

 

 

1.        вопрос

 

Правосудие- это предусмотренная законом деятельность суда по рассмотрению судебных дел в целях восстановления нарушенных законных прав и интересов.

Правосудие осуществляет судебная ветвь власти.

 

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак, связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, о

бщественные и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, 

присваивать себе эти полномочия. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду. Так, только суд может 

признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию. 

4. Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации/ Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность.

5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов. 

 

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

1.        установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

2.        соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3.        применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

4.        признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5.        законодательного закрепления единства статуса судей;

6.        финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

 

В РФ действуют суды двух типов:

1.Систему федеральных судов составляют: 1) Конституционный Суд Российской Федерации, 2) суды общей юрисдикции, 3) арбитражные суды. Они различаются по структуре и объему полномочий.

2. суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ст. 4). К судам общей юрисдикции относятся также военные суды.

 

Суде́бная инста́нция — суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел

 

Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными ГПК РФ

Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим 

лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит 

прокурору, участвующему в деле.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня 

принятия решения суда в окончательной форме

Вступившие в законную силу судебные постановления, в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции в срок:

По арбитражным делам- не позднее 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения 

суда.

По уголовным делам – в течение 6 месяцев

По гражданским делам-   не превышающий 3месяцев со дня вступления в законную

 силу обжалуемого судебного постановления.

 

Вступившие в законную силу судебные постановления, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, 

участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены 

этими судебными постановлениями.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации

Судебные постановления, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев (гражданские дела) со дня их вступления в законную силу.

 

 

Судебное звено — совокупность судов, обладающих однородными полномочиями и занимающих равное положение в судебной системе.

 

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов 

назначаются Президентом.

.

2. вопрос.

 

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации"

 

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным 

органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную 

власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ 

конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, 

обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит 

из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя.

 

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного

 Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти 

субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

 

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов 

Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации <*>;

 

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации <*>;

 

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между 

органами государственной власти субъектов Российской Федерации <*>;

 

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации

 

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

 

а) между федеральными органами государственной власти;

 

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами 

государственной власти субъектов Российской Федерации;

 

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

 

4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном 

федеральным конституционным законом, проверяет:

 

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты.

 

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах, подлежащих применению в конкретном деле.

 

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

 

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

 

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

 

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

 

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) <*>.

 

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании <*>.

 

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления <*>.

 

8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом.

 

3 вопрос.

Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

 

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

 

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

 

1.        арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

2.        арбитражные апелляционные суды;

3.        арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

4.        специализированные арбитражные суды.

 

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении споров, отнесенных к их компетенции, являются:

1.        защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2.        содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав

 

 

4 вопрос.

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

 

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) кассационные суды общей юрисдикции;

2) апелляционные суды общей юрисдикции;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

4) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

5) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

6) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

 

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

6.1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

 

Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

 

 

 

5 вопрос.

При рассмотрении дел учитываются правила подсудности.

 

Подсудность — это совокупность признаков дела, указывающая, какой именно суд должен рассматривать такое дело. (Напр. Мировой суд- до 3 лет лишения свободы и тд.)

 

Статья 4. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции

 

1. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

 

 

Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции

 

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

 

 

 

 

 

Созданы структурно самостоятельные пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции,

 

 а также изменена система обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу. Необходимость создания в России структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции была обусловлена потребностью обеспечения беспристрастности, независимости при рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций. В результате нововведения была исключена ситуация, когда проверка судебного акта осуществляется в том же суде, в котором дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. Так, к примеру, частная жалоба, представление на определение краевого, областного суда, суда города федерального значения, вынесенное им по первой инстанции по гражданскому или административному делу до принятия поправок также подлежало рассмотрению апелляционной инстанцией этого же суда. Изменения позволили усовершенствовать систему судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. Стоит отметить, что в системе арбитражных судов уже имеется положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций.

 

Новые апелляционные суды являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик

 

Кассационным судам общей юрисдикции переданы кассационные полномочия областных и равных им судов и, таким образом, они будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на вступившие в силу судебные акты мировых судей, районных судов, областных и равных им судов, апелляционных судов общей юрисдикции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий