Правосудие
и правоохранительные органы
1.Судебная
система.
2.Конституционный
суд Российской Федерации.
3.Арбитражный
суд Российской Федерации.
4.Суды
общей юрисдикции.
5.Порядок
осуществления правосудия в судах общей юрисдикции
Судебная власть
как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
1. Судебная
власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными
органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные
полномочия.
2. Судебная
власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в
установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе
соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и
реализовывать судебную власть в иных формах
3.
Исключительность судебной власти - следующий ее признак, связанный с
предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118
Конституции РФ, ст. 1 Закона о судебной системе). Ни законодательные, ни
исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица,
государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать
полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия.
Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции
Российской Федерации принадлежит только суду. Так, только суд может признать
человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
4. Независимость,
самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении
своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и
закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто
не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела,
находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел
является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную
ответственность.
5.
Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти.
Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует
правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он
устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений
и документов.
Систему
федеральных судов составляют: 1) Конституционный Суд Российской Федерации,
2) суды общей юрисдикции, 3) арбитражные суды. Они различаются по структуре и
объему полномочий. Кроме них, Законом о судебной системе, как
указывалось,
предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные
(уставные) суды и мировые судьи (ст. 4). К судам общей юрисдикции относятся
также военные суды.
Суде́бная инста́нция — суд или его структурное подразделение (коллегия,
президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением
или разрешением судебных дел
Решения суда
первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в
апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными ГПК РФ
Право
апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам,
участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит
прокурору, участвующему в деле.
Апелляционные
жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия
решения суда в окончательной форме
Вступившие в законную силу судебные
постановления, в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими
в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными
постановлениями. Кассационные
жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции в
срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу
обжалуемого судебного постановления.
Вступившие в
законную силу судебные постановления, могут быть пересмотрены в порядке надзора
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц,
участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы
нарушены этими судебными постановлениями.
Надзорные
жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской
Федерации
Судебные
постановления, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев
со дня их вступления в законную силу.
ГПК РФ Статья
391.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора- посмотреть!!!
Судебное звено — совокупность судов, обладающих однородными
полномочиями и занимающих равное положение в судебной системе.
5 вопрос.
Статья 4. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции
1. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая
споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством
гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
2. Суды общей юрисдикции рассматривают:
1) все гражданские и административные дела о защите
нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за
исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской
Федерации рассматриваются другими судами;
2) все уголовные дела;
3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
3. Территориальная подсудность и иные правила распределения
дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными
законами.
Статья 5. Принципы деятельности
судов общей юрисдикции
1.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей
юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим
Федеральным конституционным законом и федеральными законами.
3.
Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам,
участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной,
половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в
зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным
законом основаниям.
4.
Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от
законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской
Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты
и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость
судов и судей.
5.
Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом
заседании допускается только в случаях, предусмотренных
федеральным законом.
6.
Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство
допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
7.
Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе
состязательности и равноправия сторон.
8.
Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные
распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются
обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных
лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению
на всей территории Российской Федерации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий