суббота, 2 мая 2020 г.

Административное право и административный процесс.


Лекция 3-4 гр ПСО

Административное право и административный процесс.

Административное право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления.
Предмет административного права: 1) отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации, 2) отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления
Источники административного права: 1 Конституция Российской Федерации 2. Федеральные конституционные законы (в п.2 ст.114 Конституции РФ записано: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом»). 3 Федеральные законы, содержащие нормы административного права. 4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административноправового регулирования. 5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного управления. 6. Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года – КоАП).
Субъекты административного права: 1. Федеральные органы исполнительной власти. 2. Органы местного самоуправления. 3. Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные). 4. Общественные объединения (организации). 5. Государственные служащие (должностные лица). 6. Граждане.
Принципы административного права представляют собой основопо­лагающие идеи, требования, выражающие сущность административно­го права. К числу основных принципов относятся:
• демократизм нормотворчества и реализации права;
• равенство граждан перед законом и правоприменителем;
• взаимная ответственность государства и личности;
• федерализм;
• гуманизм;
• законность.

Система административного права. Административное право делится на общую и особенную части.
  
Характеристика административных, правоотношений.
Административно-правовые отношения — это регулирование нормами административного права общественных отношений, складывающихся в сфере управления. Поскольку они являются разновидностью правовых отношений вообще, то обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отноше­ниям. Однако они имеют особенности, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.
Административно-правовые отношения характеризуются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий (т.е. обладание исполнительно-распорядительными функциями) у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.
Особенности административно-правовых отношений:
 1. Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотношениями.
2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирующее положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.
3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон ( а именно: стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой).
4. Административные отношения по своей сути являются организационными, т.е. направлены прежде всего на организацию процесса правоисполнения. В функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех, кто связан со сферой государственного управления.
5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях.
6. Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством.
Виды административных отношений многообразны.
В зависимости от особенностей участников этих отношений выделяют отношения соподчиненных субъектов и отношения несоподчиненных субъектов. К несоподчиненному виду (горизонтальные отношения) административных связей относится взаимодействие двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении друг к другу субъектов исполнительной власти (например, взаимоотношения между министерствами). Соподчиненный вид (вертикальные адм.правоотношения)административных связей может быть представлен в следующих вариантах: 1. Отношения вышестоящего субъекта исполнительной власти с нижестоящими субъектами исполнительной власти (например, отношения Правительства РФ с министерствами и ведомствами). 2. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), находящимся в его 3. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), не находящимся в его подчинении (например, отношения органов финансового контроля с предприятием). Это внешняя форма соподчинения. Она означает, что исполнитель не находится в прямой зависимости от субъекта исполнительной власти.
Реализация норм административного права осуществляется несколькими способами: 1. Исполнение. Заключается в активных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в правовых нормах (например, обязанность оплатить проезд, войдя в пассажирский транспорт). 2. Соблюдение. Суть соблюдения состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий (например, запрет переходить улицу на красный свет). 3. Использование. При использовании субъект сам принимает решение, пользоваться ему предоставленным правом или нет (например, если гражданин имеет право заниматься охотой, он может не пользоваться этим правом, однако передать свое право охотиться другому лицу нельзя). 4 Применение. Состоит в принятии компетентными органами (управомоченными лицами) юридически властных решений на основе действующих административных норм (например, за несоблюдение правил эксплуатации газового оборудования служба городского газового хозяйства имеет право применения санкций к нарушителям). Нормы административного права обязательны для всех лиц, на которых направлено их действие. В случае несоблюдения норм административного права наступает административная ответственность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий