Лекция 27.05.20. 3-4 гр ПСО
Международные организации.
1.
Международные организации.
2. Европейский суд по правам человека.
3. Международные споры и
международно-правовая ответственность.
Международные организации — объединения
межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе
соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН
уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). Международные организации
делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации
и международные неправительственные (негосударственные, общественные)
организации.
Международные
межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств
или государственных институций, созданные на основе международного договора
между государствами или их уполномоченными институциями. Признаки:
-
иметь учредительный характер, т.е. международный договор особого рода,
создающий международную организацию и определяющий ее юридическую природу;
-
обладать международной правосубъектностью, т.е. иметь международные права и
обязанности, производные от создавших ее государств;
-
иметь четко определенную организационную структуру, т.е. систему органов среди
которых, как правило, выделяются: высшие органы, исполнительные органы,
административные органы во главе с высшим административным должностным лицом
организации (Генеральный секретарь) и комплекс специальных комитетов и
комиссий;
-
имеет определенные цели деятельности;
-
в своей деятельности не противоречить нормам международного права.
Международные
организации можно классифицировать по различным основаниям:
1)
по сфере действия: универсальные и региональные (ООН - Европейский Союз);
2)
по цели деятельности: общие и специальные (Лига арабских государств -
Международная организация труда);
3)
по социально-экономической сущности участвующих в международной организации
государств: международные организации развивающихся государств, развитых
государств, смешанного типа (Организация государств Юго-Восточной Азии АСЕАН -
Мировой банк - ЮНЕСКО).
Международные межправительственные
организации отличаются от международных
неправительственных организаций следующими признаками, характеризующими
неправительственный характер последних:
1)
не имеют цели извлечения прибыли;
2)
членами организации являются не субъекты международного права;
3)
обладают консультативным статусом при международных межправительственных
организациях;
4)
финансируются из более чем одного государства и за счет членских взносов членов
организации.
Например,
существуют религиозные (Экуменический совет церквей), спортивные (Международная
федерация футбола - ФИФА), правозащитные («Международная амнистия»),
экологические («Гринпис»), политические (Социалистический Интернационал,
Международный демократический союз).
Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ,) - это судебный орган Совета Европы,
созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод
(заключена в г. Риме 04.11.1950) (ст. 19
Конвенции). Суд контролирует выполнение Конвенции государствами-участниками
путем рассмотрения жалоб на ее нарушения, являясь высшей судебной инстанцией по
вопросам соблюдения государствами-участниками своих обязательств в соответствии
с Конвенцией. ЕСПЧ работает на постоянной основе (ст. 19 Конвенции), число
судей в нем равно числу Высоких Договаривающихся Сторон (ст. 20 Конвенции).
Правом на обращение в ЕСПЧ обладают любые физические лица,
неправительственные организации или группы частных лиц, которые утверждают, что
явились жертвами нарушения одним из государств - участников Конвенции прав,
гарантируемых Конвенцией или Протоколами к ней (ст. 34 Конвенции).
Согласно
ч. 1 ст. 35 Конвенции суд может принимать дело к рассмотрению только после
того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это
предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести
месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по
делу.
При
этом к производству не принимаются анонимные жалобы и жалобы, аналогичные тем,
которые уже были рассмотрены ЕСПЧ или уже являются предметом другой процедуры
международного разбирательства или урегулирования, и если они не содержат новых
относящихся к делу фактов (ч. 2 ст. 35 Конвенции).
Подача жалобы в ЕСПЧ не требует уплаты каких-либо пошлин
или сборов, поскольку процедура рассмотрения дела является бесплатной.
Жалоба
подается в письменной форме в одном экземпляре, содержащем подлинную подпись
заявителя или его представителя
Различают два основных
вида международных разногласий: спор и ситуацию.
Спор — это совокупность взаимных притязаний субъектов международного
права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования
международных договоров.
Под ситуацией понимается
совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между
субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации
состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация
— это состояние потенциального спора.
Классификация международных споров может производится
по различным основаниям:
·
по характеру спора: юридические или
политические;
·
по объекту или предмету спора: территориальные,
торговые, инвестиционные, экологические и т. д.;
·
по степени опасности для международного мира и
безопасности: угрожающие международному миру и безопасности или не угрожающие
международному миру и безопасности;
·
по географическому охвату: локальные,
региональные, глобальные;
·
по числу субъектов: двусторонние или
многосторонние;
·
по видам субъектов: споры между государствами
или споры с участием международных организаций;
·
по уровню представительства сторон:
межгосударственные, межправительственные, межведомственные.
Международно-правовая
ответственность - это неблагоприятные
юридические последствия,наст упающие в результате нарушения субъектом
международного права своего международного обязательства.
Под
данной ответственностью понимается юридическая обязанность субъекта-правона рушителя
ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного
права в результате совершенного международного правонарушения.
Международные
правонарушения подразделяют на 2
вида:
- Международные деликты-нарушени
е обязательства - Международные преступления-наи
более тягчайший деликт, посягающи й на международный правопорядок,нар ушающий мир и безопасность.
Виды и формы международной
правовой ответственности:
2
вида:
-Политическая(мор альная)
-Материальная
Политическая
ответственность наступает в результате нарушения нормы международного права,
даже если не наступил материальный ущерб.
К формам политической
ответственности можно отнести:
1. Сатисфакции - пр инесение
извинений, выраже ние сожалений,завере ние,что подобного больше не
повторится,
2. Приостановлени е прав и
привилегий,вытек ающих из членства в международной организации-лише ние права голоса в
международной организаций,напр имер,за неуплату
членского взноса.
3. Исключение из международной организации-крайние
меры.
Материальная ответственность наступает в силу факта нарушения нормы международного
права и наступления соответствующего материального ущерба.При этом должна быть
установлена причинно-следств енная связь между правонарушением и ущербом.
Формы:
1.Реституция-вос становление
материального положения,сущест вовавшего до правонарушения.
2.Субституция-за мена
аналогом неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества или
материальных ценностей.
3.Репарации-комп енсация
нанесенного ущерба товарами,услугам и, в денежном выражении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий