Лекция 23.03.2020г 3-4гр ПСО
Избирательные системы и их виды.
1.Избирательные системы и их виды.
2.Понятие референдума.
3. Гражданское общество.
1.вопрос.
Избирательная система – это
политический институт, в функции которого входят организация политических выборов,
способы голосования, подведение итогов голосования и распределение мандатов.
Мандат (от лат. mandatum – поручение) – это документ,
подтверждающий полномочия депутата, предоставленные избирателями.
Структура(компоненты)
избирательной системы
1) Избирательное право. Оно понимается в широком и узком смысле:
1.
Избирательное
право в широком смысле – это избирательное законодательство, т.е.
совокупность правовых норм, регулирующих избирательные процессы. Важнейшие
из этих законов: Конституция РФ Федеральный закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации
Избирательное право в узком
смысле – это право гражданина избирать (активное избирательное право) и право
быть избранным (пассивное избирательное право).
2) Избирательный процесс – это
деятельность по подготовке и проведению выборов.
Он включает следующие стадии:
1.
назначение выборов;
2.
составление списков избирателей;
3.
образование избирательных округов и избирательных участков;
и тд
Принципы демократической
избирательной системы
1.
Равное
избирательное право. Это равенство
голосов избирателей и возможностей кандидатов. Например, всем кандидатам
обеспечивается равное время в телеэфире для дебатов и агитации, и каждый
кандидат должен представлять равное число граждан.
2.
Всеобщее
избирательное право. Это право любого
дееспособного гражданина избирать и быть избранным. Например, не допускается
дискриминация граждан по половому, расовому, национальному, религиозному и иным
признакам. Единственные цензы (ограничения для избирателей) – возрастной ценз и
ценз гражданства.
3.
Прямое
избирательное право. Это голосование
непосредственно за кандидата
4.
Состязательность. Это альтернативность выборов, наличие на них больше
чем одного кандидата и отсутствие давления на кандидатов.
5.
Тайное голосование. Это значит, что избиратель делает свой выбор втайне
от других, чаще всего в специальной кабине.
6.
Гласность. Это контроль общественности за проведением выборов.
Например, на избирательных участках всегда обеспечивается присутствие
наблюдателей от кандидатов и партий, участвующих в выборах.
7.
Свободное
избирательное право. Это
добровольность участия граждан в выборах, запрет давления на них.
Виды избирательных систем
1) Мажоритарная избирательная
система (от фр. majoritaire –
большинство) – мандат принадлежит тому
кандидату, который набрал большинство голосов. В выборах обычно участвуют
отдельные кандидаты, стремящиеся занять персональную должность (например, пост Президента
РФ),
Виды
мажоритарной системы:
·
мажоритарная система относительного большинства – кандидату для победы нужно набрать больше голосов, чем
другие кандидаты,
·
мажоритарная система абсолютного большинства – кандидату для победы нужно набрать 50% + 1 голос,
·
мажоритарная система квалифицированного большинства – кандидату для победы нужно набрать 2/3, 3/4 и т. д. от
общего числа голосов. Применяется для серьезных голосований, решающих судьбу
страны.
2) Пропорциональная
избирательная система –мандаты распределяются между партиями
пропорционально числу поданных за них голосов. В выборах обычно участвуют
партии, стремящиеся пройти в коллективный орган власти (например,
Государственная Дума РФ), голосование проходит в едином общенациональном избирательном округе.
3) Смешанная избирательная
система – сочетание мажоритарной и пропорциональной систем
при выборах в один орган. Т.е. часть парламента избирается по партийным
спискам, а часть – по одномандатным округам. Например, по смешанной системе
проходят выборы в США, в Австралии
С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по
пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной
думы РФ будет избиралась по одномандатным округам по мажоритарной системе, а
вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе
с процентным барьером в 5%.
2.ВОПРОС
Согласно ФКЗ от 28.06. 2004г. «О референдуме Российской
Федерации»,
Референдум – это
всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме
по вопросам государственного значения.
Виды референдумов:
1) в зависимости от содержания законопроекта –
- конституционный
- обыкновенный
по территории референдумы
делятся на:
- референдум РФ
- референдум
субъекта РФ
- местный референдум.
Назначает Всероссийский референдум Президент РФ по инициативе:
1) не менее чем 2-х млн. российских граждан;
2) Конституционного Собрания, предлагающего принять новую Конституции
РФ;
3) Федерального органа
государственной власти, если это предусмотрено международным договором РФ либо
ФКЗ.
На референдум нЕ могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъекта РФ;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента
РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ,
депутатов Государственной Думы либо о перенесении сроков проведения таких
выборов;
3) об избрании, о назначении на
должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц,
замещающих государственные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных
органов;
3.ВОПРОС
Гражданское общество — это сфера
самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и
организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и
произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Гражданское общество можно определить также как
совокупность неполитических отношений, т. е. общественных отношений вне рамок
властно-государственных структур. Вне рамок государственных структур и органов,
но не вне рамок государства как такового.
Предпосылки гражданского общества:
1)
экономические — частная собственность, многоукладная экономика, свободный
рынок и конкуренция;
2) социальные — большой удельный вес в обществе среднего класса;
3) политико-правовые — юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм;
4) культурные — обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.
2) социальные — большой удельный вес в обществе среднего класса;
3) политико-правовые — юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм;
4) культурные — обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.
Структура гражданского общества
-
Политические партии и организации
(комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти.
- Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные).
- Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества.
- Научные и культурные организации, спортивные общества.
- Независимые средства массовой информации.
- Церковь.
- Семья.
- Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные).
- Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества.
- Научные и культурные организации, спортивные общества.
- Независимые средства массовой информации.
- Церковь.
- Семья.
Функции гражданского общества:
1) Независимо от государства располагает
средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать
общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.
2) Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
3) Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
2) Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
3) Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий