среда, 26 апреля 2023 г.

лекция (для ОИБАС) Политика и ее роль в жизни общества

 

Т Политика и ее роль в жизни общества

1.Политическая система общества.

 

2.Политические принципы и нормы.

 

3.Политическое сознание и политическая культура.

 

4. .Власть, ее происхождение и виды. 

 

5.Типы политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный.

 

Основные принципы и нормы политической жизни общества.

За многовековую историю человечество выработало ряд общедемократических принципов и норм политической жизни, соблюдение которых обеспечивает обществу устойчивость и прогрессивное развитие.

К таким правилам и нормам относятся: политический плюрализм, представительная и непосредственная демократия, выборность основных органов власти, возможность отзыва лиц, избранных в органы власти, верховенство закона, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, учет общественного мнения, обеспечение интересов большинства при соблюдении прав меньшинства на свою позицию и др.

В демократическом обществе эти принципы и нормы в той или иной степени закреплены в конституциях, законах, указах, постановлениях законодательных, исполнительных и судебных органов. Рассмотрим некоторые из перечисленных принципов и норм политической жизни.

Политический плюрализм. Этот принцип предлагает наличие определенного баланса сил между самостоятельными экономическими, политическими, этническими и другими группами гражданского общества. Плюралистическая система политической власти предполагает влияние каждой социальной группы, вовлеченной в политический процесс, формирования курса государства, при котором ни одна группа не обладает монополией на принятие решения, т.к. другие группы играют роль сдерживающего фактора.

Представительная и непосредственная демократия (выборные учреждения - парламенты и др.) - это представительства различных классов, наций и других социальных групп в органах власти. Но представительная демократия в определенной степени ограничивает волеизъявление каждого гражданина. Существенно расширяют возможности прямого волеизъявления людей различные формы непосредственной демократии. Наиболее распространенными из них являются: всенародные референдумы, обсуждения важнейших законопроектов и других государственных документов; контроль населения за деятельностью администрации предприятий, учреждений, органов власти; систематические отчеты руководящих органов и должностных лиц о проделанной работе; обязательный личный прием и встречи должностных лиц с населением и отдельными гражданами и др.

Важной составной чертой политической жизни общества является выполнение гражданами различных политических процедур: выборы органов власти - законодательной, исполнительной, судебной и др.; референдумы, плебисциты, всенародные обсуждения, опросы общественного мнения; отзыв представителей, избранных в органы власти, и др. Как правило, такие политические процедуры регламентируются соответствующими правовыми актами - законами, постановлениями.

Политическое сознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства.

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

- массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

- групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

- индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

В концентрированном виде политическое сознание содержится в массовых идеологиях. Идеология - это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Политическая же идеология есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности.

Политическая культура - явление не однородное, ее можно классифицировать по следующим основаниям:

По уровню общности:

1. Общая политическая культура - наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

2. Субкультуры - совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, характерная для определенных социальных групп и регионов и отличающаяся от доминирующей в обществе. Обычно выделяют следующие субкультуры: социально-классовые; национально-этнические; религиозно-политические; региональные.

По отношению к власти: Господствующая. Контркультура.

В процессе формирования политической культуры сформировались и развиваются ее функции . Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт человеческого общества. Именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а, следовательно, практически значимой и достижимой.

Основные функции политической культуры:

Познавательная.Политическая культура вооружает людей знаниями, необходимыми для формирования каждым человеком своего собственного, компетентного мнения по вопросам политики и политической жизни, успешной деятельности в сфере политики.

Познавательная функция является основой остальных функций политической культуры, ибо всякая функция начинается с овладения определенными знаниями. Особое значение здесь имеют знания политических и правовых норм, законов страны, политических принципов, способов политического управления обществом, структуры и функций политической системы и т. д.

Воспитательная.Эта функция предусматривает: формирование и развитие у людей политического сознания, умения осмысливать полученные знания; привитие навыков практического участия в политической жизни; формирование умений грамотно анализировать политические и социальные процессы, происходящие в обществе; формирование умного, непредвзятого, неистеричного отношения к политическим лидерам, к политическим партиям.

Регулятивная функция обеспечивает компетентное воздействие граждан на политический процесс индивидуально и через политические и гражданские ассоциации.

От уровня и состояния политической культуры зависит - воспримет или не воспримет население страны определенные политические и социальные решения государственных органов; согласится ли оно с этими решениями добровольно по внутреннему убеждению или по принуждению, воспримет их активно или пассивно с одобрением или возмущением, примет на веру или потребует доказательств правильности политических решений.

Коммуникативная.Политическая культура передается через политические традиции, стереотипы политического мышления и поведения, через социально-политические теории и концепции.

Все это усваивается новыми поколениями, используется на практике. Здесь важно использовать опыт других стран, изучать и применять социально-политические учения прошлого.

Нормативно-ценностная. Эта функция политической культуры закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых доказана или подтверждена законами страны.

Они становятся теми ориентирами, на которых и с помощью которых строится политическая жизнь данного общества. Как правило, ценности политической культуры поддерживаются идеологией, общественным мнением, моралью и правом.

Интегративная. Политическая культура способствует объединению народов страны, граждан страны на примерно единой политической основе. Это, в свою очередь, дает возможность более эффективной интеграции в экономической, социальной, духовной сферах.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий