воскресенье, 26 мая 2024 г.

Домашнее задание для ИСИП, ОИБАС, ЭБПК 26.05-30.05

 

+ подготовка к директорской контрольной работе


Для ЭБПК


Правовое регулирование налоговых, образовательных, административных, уголовных правовых отношений, экологическое законодательство

1.      Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2.      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

3.      Административное право и его субъекты.

4.      Экологическое законодательство.

5.      Уголовное право.


Основные принципы конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного процессов

1.Конституционное судопроизводство.

2.Арбитражное судопроизводство.

 

3.Гражданские споры, порядок их рассмотрения.

4.Судебное производство по делам об административных правонарушениях.

5.Уголовный процесс, его принципы и стадии.


для ОИБАС, ИСИП

Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых правоотношений

1.Гражданские правоотношения.

2.Семейнные правоотношения

3.Трудовые правоотношения

Правовое регулирование налоговых, образовательных, административных, уголовных правовых отношений, экологическое законодательство

1.      Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2.      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

3.      Административное право и его субъекты.

4.      Экологическое законодательство.

5.      Уголовное право.

 

Вопросы для подготовки к директорской контрольной работе для ПСО и ПД 26.05-30.05

 

Тема № 3.4 Правовая культура. Правоотношения и правонарушения.

1. Правосознание, правовая культура

2. Понятие и признаки правоотношений

3. Субъекты правоотношений

 

 Юридическая ответственность

1. Правововое поведение и правонарушение

2. Понятие и виды юридической ответственности

 

Тема № 3.5 Основы конституционного права

1. Конституционное право. Конституция Российской Федерации

2. Основы конституционного строя Российской Федерации

 

Тема № 3.6 Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

1. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

2. Гарантии и защита прав человека

3. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации

1.Гражданство Российской Федерации

2.Порядок приобретения гражданство.

Тема № 3.7  Конституционно-правовой статус России как федеративного государства.

1. Понятие федерации и ее признаки.

2.Россия - федеративное государство

 Органы власти в Российской Федерации

1.Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание-парламент Российской Федерации

2. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Самоуправление

 

Тема № 3.8 Основные отрасли частного права

1. Гражданское право

2. Семейное право

3. Трудовое право

 Правовые основы частного права

1.Правовое регулирование гражданского право

2. Правовое регулирование семейного  право

3. Правовое регулирование трудового право

Домашнее задание для ПСО и ПД 26.05- 30.05

 + подготовка к директорской контрольной. Вопросы выложила отдельно


 Правовые основы процессуального права

1. Правовое регулирование гражданского процессуального право

2. . Правовое регулирование административного процессуального право

3. Правовое регулирование арбитражного процесса

 

Тема № 3.11 Международное право

1.Понятие международного права

2.Международная защита прав человека

воскресенье, 19 мая 2024 г.

Термины для ПСО и ПД

 

1.     Правонарушение — виновное противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое дееспособным лицом или лицами

2.     Юридическая ответственность — это неблагоприятные последствия совершения правонарушения, выраженные в форме государственного принуждения.

3.     Правовой нигилизм — негативное отношение к праву, игнорирование требований законов, недооценка права как регулятора социальных отношений.

4.     Дееспособность — это возможность человека приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

5.     Правоспособность — это возможность лица иметь субъективные права и нести обязанности.

6.     Деликтоспособность ― способность человека нести ответственность за свои действия. Она возникает по достижении определенного возраста у физических лиц и с момента регистрации у юридических лиц;

7.     Конституция Российской Федерации — это основной закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

8.     Конституционный строй РФ — это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами государства.

9.     Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

 

Лекция для ЭБПК. Система права. Конституционное право

 Система права. Правовые отношения. Правонарушения (учебник в проф.обр.10 класс стр 155.)

 

1.  Право в системе социальных норм.

2.  Источники права.

3.  Правоотношения, их субъекты.

4.  Правонарушение и юридическая ответственность.

 

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:

·         система правовых (юридических) норм;

·         официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации;

·         совокупность всех правовых явлений, т. е. правовая система;

·         совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, мудрость Бога.

Праву присущи определённые признаки:

·         Системность означает, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Таким образом, обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений.

·         Нормативность права, означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы и характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность означает, что право представлено нормами ― правилами поведения, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность.

·         Государственная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью.

·         Формальная определенность, означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т. е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т. д.).

·         Право НЕ тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права.

В общем, под правом следует понимать совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

Функции права:

·         Культурно-историческая — право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое.

·         Воспитательная — право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания.

·         Социального контроля — право определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

·         Регулятивная — право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми.

·         Охранительная — право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития.

Право, являясь регулятором общественных отношений, тем не менее, занимает свое, особое место в системе социальных норм, обладая набором отличительных черт.

Происхождение.

Социальные нормы: социальные правила существовали всегда, и установить момент их зарождения невозможно.

Нормы права: законы появились относительно недавно и постоянно изменяются, трактуются, дополняются, отменяются.

Соблюдение.

Социальные нормы: социальные нормы не обязательны для исполнения.

Нормы права: правовые нормы носят императивный характер (обязательны к соблюдению).

Защита.

Социальные нормы: при несоблюдении социальных норм человеку угрожает общественное порицание.

Нормы права: при нарушении законов наступает гражданская, административная, дисциплинарная или уголовная ответственность.

Развитие.

Социальные нормы: социальные правила поведения невозможно навязать, поскольку они формируются очень медленно.

Нормы права: закон, который бы обязал людей вести себя определенным образом, может быть придуман и принят в кратчайшие сроки.

Детализация.

Социальные нормы: социальные нормы в общем очерчивают правила существования.

Нормы права: правовые нормы четко очерчивают требования к поведению физических лиц и субъектов хозяйствования.

Источники права

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте, который и становится обязательным для исполнения.

Источник (форма) права — это внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Виды источников права:

·         Правовой обычай (обычное право) — нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права. Например: законы Ману, Русская Правда и Салическая правда.

·         Судебный (юридический) прецедент — правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. Был распространен в эпоху Средневековья, постепенно теряет свое значение в Новое время, играет в наши дни главную роль лишь в Великобритании и англоязычных странах.

·         Правовая доктрина — изложение правовых принципов, правоположений представителями власти, юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. В настоящее время это относится к мусульманскому праву.

·         Священные книги — сакральные тексты, излагающие религиозные нормы, которым государством придан общеобязательный статус. Например: Библия, Коран и др.

·         Нормативный правовой акт — официальный письменный документ, который содержит нормы права. Например: конституция государства, иные законы, система подзаконных актов (постановления правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств, решения местных органов власти), содержащие нормы поведения, общие правила.

В России главенствующим источником права является нормативный правовой акт. В самом общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России можно представить следующим образом:

1.     Конституция РФ

2.     Федеральный конституционный законы

3.     Федеральные законы

4.     Подзаконный акты федеральных органов власти (указы правительства, указы президента и др.)

5.     Законы субъектов

6.     Акты местного самоуправления

7.     Локальные нормативные акты (внутренние акты предприятий, учреждений)

Основные признаки нормативного правового акта:

·         Издается компетентными органами государства.

·         Обладает юридической силой, обеспечивается государством.

·         Имеет вид письменного документа.

·         Носит легитимный характер.

·         Содержит нормы права.

·         Характеризуется неконкретностью адресата, т. е. отсутствием индивидуально-определенного адресата.

Знаете ли Вы, что особую группу в этой системе образуют: Международные договоры Российской Федерации, которые не вписываются в иерархию источников права, а по своей юридической силе уступают лишь Конституции и Федеральным Конституционным законам.

Нормативные правовые акты могут быть классифицированы по различным основаниям на отдельные виды — законы и подзаконные акты.

Закон — это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

·         Конституция — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственное устройство, учреждающий органы государственной власти (Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., конституции республик в составе РФ).

·         Федеральные конституционные законы (ФКЗ) — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (федеральные конституционные законы о Конституционном суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т. п.).

·         Федеральные законы (ФЗ) — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и т. п.).

·         Законы субъектов Федерации — издаются представительными органами субъектов Федерации и распространяются только на соответствующую территорию закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т. п.).

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов.

Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Подзаконные акты имеют важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Виды подзаконных актов:

Указы Президента РФ — обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место.

Постановления Правительства РФ — обязательны к исполнению на территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти — принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

Решения и постановления местных органов государственной власти.

Принимаются, например, областными представительными, законодательными структурами.

Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления.

Принимаются, например, главами областных администраций, губернаторами и др.

Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов — принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

Локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь.

(например, правила внутреннего трудового распорядка).

Норма права

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, выступающее регулятором общественных отношений.

Виды норм права:

·         Управомочивающая — предоставляет субъекту возможность определенного поведения (право).

·         Обязывающая — накладывает на субъекта активную обязанность, т. е. обязанность что-либо совершить

·         Запрещающая — накладывает на субъекта пассивную обязанность, т. е. обязанность воздержаться от определенного поведения.

Структура нормы права состоит из трех частей и её можно представить так: «Если» — «То» — «Иначе»; где «Если» является гипотезой, «То» является диспозицией, а «Иначе» - санкцией.

Гипотеза — указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма.

Диспозиция — содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения.

Санкция — указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

Например, в правовой норме «граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать и быть избранными. Лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности» гипотеза - это “граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет”, диспозиция - “имеют право избирать и быть избранными”, санкция - “лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности”.

Прецедентное право — правовая система, в которой основным источником права признается судебный прецедент.

Прецедентное право применяется в случае рассмотрения дел, аналогичных ранее рассмотренным, для облегчения процесса судопроизводства.

Юридический прецедент — это решение по конкретному судебному или административному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел в будущем.

Данный источник права характерен для стран с так называемой англосаксонской системой права, основанной на прецедентном праве (Англия, США, Новая Зеландия, Австралия и др.). Юридический прецедент является источником права в вышеуказанных системах, но в РФ он источником НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

Преимущества прецедентов:

·         Прецедент восполняет пробелы в законодательстве и не просто, а исходя из практической необходимости.

·         Прецедент — это результат логики и здравого смысла. Правоприменитель (например, судья) руководствуется своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, житейским опытом;

Недостатки прецедентов:

·         Очень высока субъективная оценка ситуации при принятии решения судьей, что может привести к неправильно сформированной практике по отдельным категориям дел;

·         Система становится более разрозненной и неупорядоченной, в связи с чем, разобраться в ней очень сложно.

Пример судебного прецедента:

Гражданин США против шоколадной фабрики Hershey.

Журнал «Компания» указал на интересный прецедент в деятельности американской компании Hershey. Эта компания одно время производила специальные шоколадные батончики для американской армии. Одним американцем был подан иск на эту компанию на предмет того, что вернувшийся из армии его отец не смог впоследствии отказаться от употребления шоколада, к которому так привык в период военной службы. В результате чего он умер от ожирения, что послужило основанием для суда удовлетворить иск его сына.

Россия и судебный прецедент

Официально судебный прецедент в РФ не является источником права, так как в целом судебная система принадлежит к Романо-германской система, где главным источником права является нормативно-правовой акт. Однако в юридической науке есть дискуссии по поводу легализации судебного прецедента.

Правоведы, выступающие против говорят о том, что:

·         суды призваны применять право, а не творить его;

·         придание судам правотворческих функций противоречит принципу разделения властей.

Тем не менее, существуют такие элементы Российской системы права, которые можно сравнить с прецедентом. Например, в России — толкование Конституционных норм Конституционным судом, обзоры судебной практики судов разных звеньев и т. д. На это и опираются правоведы, выступающие за легализацию судебного прецедента.


.Конституция Российской Федерации.

2.Основы конституционного строя Российской Федерации.

3.Гражданство Российской Федерации.

4.Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации и конституционные обязаности.

Конституция Российской Федерации — это основной закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (референдумом).

Структура Конституции РФ: преамбула (вступительная часть) и два раздела.

В преамбуле:

·         провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию

·         закрепляются демократические и гуманистические ценности

·         определяется место России в современном мире

Первый раздел Конституции РФ

Гл. 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Гл. 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Гл. 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Гл. 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Гл. 5. Федеральное собрание (статьи 94-109)

Гл. 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Гл. 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Гл. 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Гл. 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения:

·         о введении Конституции в действие и, соответственно, прекращении действия прежней Конституции.

·         о соотношении Конституции и Федеративного договора.

·         о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции.

·         об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Отличие Конституции РФ от других нормативных правовых актов:

1. Принимается народом (или от его имени).

Конституция РФ принята с помощью референдума.

2. Имеет учредительный характер.

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти.

3. Обладает высшей юридической силой.

Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить основному закону.

4. Имеет всеохватывающий характер.

Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений. Другие нормативно правовые акты регулируют отдельную сферу отношений.

Например, Федеральный закон о выборах в РФ регулирует отношения, возникающие в процессе организации и проведения выборов.

5. Является основой для всех иных источников права.

Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства РФ. Любой другой законодательный акт должен учитывать конституционные принципы и не может их нарушать.

6. Имеет особый порядок охраны.

Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. Конституционный суд РФ - это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции РФ.

7. Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок.

Пересмотру подлежат лишь положения 1, 2 и 9 глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Внесение же поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции РФ, что в ходит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Юридические свойства Конституции РФ:

·         Учредительный характер (Конституция закрепляет устройство государства, основы организации и деятельности органов государственной (публичной) власти, а также основы взаимодействия государства и личности).

·         Верховенство (Конституция возглавляет всю системы НПА и всех источников права вообще).

·         Юридическая база текущего законодательства (Конституция определяет общие принципы правового регулирования, сферу законодательного регулирования, устанавливает формы и правовую природу актов, принимаемых теми или иными органами государственной власти и должностными лицами).

·         Прямое действие ( нормы Конституции непосредственно регулируют отношения без передаточного механизма, хотя и могут быть детализированы текущими актами).

·         Стабильность (Конституция устойчива, не подвергается частым изменениям).

Функции Конституции РФ:

1.     Политическая. Определяет устройство государственной власти в РФ, закрепляет политическое многообразие.

2.     Правовая. Выступает ядром правовой системы РФ, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных правовых актов государства.

3.     Гуманистическая. Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизационного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права.

4.     Учредительная. Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти РФ.

5.     Мировоззренческая. Способствует формированию правового сознания населения - совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права.

Конституционный строй РФ – способ организации общественных отношений, где государство ограниченно правом, в котором процветают идеи прав человека, подчиненность государства интересам личности, защита прав и свобод человека и гражданина и т.д.

Принципы (основы) конституционного строя РФ – важнейшие положения, определяющие правильно функционирование государства.

Принципы конституционного строя РФ:

1.     Суверенитет народа (ст. 1 и 3). Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ принимает реальное участи в управлении делами общества и государства.

2.     Признание человека, его прав высшей ценностью (ст. 2). Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства.

3.     Федерализм (с. 1 и 5). Децентрализация государственной власти, обеспечение разграничением властных полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления. Состоит из нескольких компонентов:

·         обеспечение равноправия субъектов в отношениях между государственной власти;

·         разграничение предметов ведения между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов;

·         сохранение государственной целостности и единства государственной власти.

4.     Республиканская форма правления (ст. 1). Избрание или назначение высших органов власти на определенный срок; сфера компетенции органов власти разграничена.

5.     Разделение властей (ст.10 и 11). Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляется относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий.

6.     Правовое государство (ст. 1, 15, 18). Установление верховенства закона в общественной жизни, существование системы социального контроля за властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающий ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод.

7.     Демократическое государство (ст. 1, 2, 3, 30, 32). Признание о обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.

8.     Социальное государство (ст. 7). Создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп.

9.     Светское государство (ст. 14). Отсутствие государственной религии; ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным.

10. Политический плюрализм (ст. 13). Утверждение в обществе политического многообразия, провозглашение свободы политических мнений и действий, легальная возможность для создания и действия оппозиции. Основа для утверждения в стране многопартийности.

11. Многообразие и равноправие форм собственности (ст. 8). Признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной). РАвная защита собственности любой формы.

Система прав и свобод человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ:

Гражданские (личные права) - принадлежат человеку как биосоциальному существу. Например, право на жизнь, свободу передвижения

Политические права - обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны. Например, право избирать и быть избранным

Экономические права - обеспечивают возможность свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления. Например, право на свободу труда

Социальные права - обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни. Например, право на отдых

Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Например, право на участие в культурной жизни общества

Помимо прав, в Конституции РФ содержатся конституционные обязанности граждан:

1.     Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2)

2.     Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3)

3.     Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3)

4.     Получение основного общего образования (статья 43, часть 4)

5.     Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3)

6.     Уплата налогов и сборов (статья 57)

7.     Охрана природы и окружающей среды (статья 58)

8.     Защита Отечества (статья 59)принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий.

Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически воз­можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра­вовой связи с конкретным государством.

свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Основные обязанности человека и гражданина - это закрепленные в Конституции требования, которые предъявляют каждому человеку, как гражданину, чтобы они действовали определенным, четко определенным конституционной нормой образом (или воздержалась от совершения соответствующих действий) для обеспечения интересов общества, государства, других людей и граждан, несоблюдение которых влечет за собой юридическую ответственность.

Личные (гражданские) права и свободы – права и свободы, необходимые для обеспечения автономии личности, ее жизни, свободы и достоинства (право на жизнь, физическую свободу и неприкосновенность, свободу совести, тайну частной жизни и коммуникаций, неприкосновенность жилища, свободу передвижения и поселения, уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод).

Политические права, свободы и обязанности – права, свободы и обязанности, которые обеспечивают возможность участия в политической жизни, потенциальную возможность воздействия на принимаемые в государстве политические решения (право принимать участие в управлении государственными делами, право на объединение, свободу мнений, свободу ассоциаций, комплекс избирательных прав, свободу собраний, шествий и митингов, свободу слова, печати, право на сопротивление угнетению).

Социально-экономические права, свободы и обязанности – права, свободы и обязанности человека и гражданина, тесно связанные с экономической сферой и обеспечивающие удовлетворение важнейших жизненных потребностей человека (право собственности; право наследования; свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы); право на труд, а также свобода труда или обязанность трудиться; право на выбор профессии, рода занятий; на социальное обеспечение, на охрану здоровья; право на участие в управлении предприятиями; обязанность платить налоги).

Культурные права и свободы в зарубежных странах – права и свободы, обеспечивающие возможность участия в разнообразных формах культурной жизни (право на образование, право на участие в культурной жизни, свободный доступ к культурным ценностям, свободу творчества).

Гражданство Российской Федерации

1.Гражданство Российской Федерации

2.Порядок приобретения гражданство.

Федеральный закон «О гражданстве РФ» 2002 года по сравнению с законом 1991 года сократил число оснований приобретения гражданства РФ, а также ужесточил ряд требований к желающим его приобрести.

Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

Гражданство РФ приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство;

в) в результате восстановления в гражданстве РФ;

г) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором РФ.

Главным, постоянно действующим основанием пополнения корпуса гражданства является филиация – приобретение гражданства по рождению.

Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день его рождения:

а) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ;

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории

Российской Федерации, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

Вторым основанием приобретения гражданства РФ является прием в гражданство иностранцев и лиц без гражданства (натурализация). Закон закрепляет два пути приема в гражданство РФ: в общем порядке и в упрощенном порядке.

В общем порядке, согласно части 1 ст.13 закона, о приеме в гражданство РФ могут обратиться лица, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью при условии, если они:

а) проживают на территории РФ в течение 5 лет непрерывно (по старому закону – 3 года непрерывно). Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства (отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу независящих от лица причин);

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

В качестве оснований приобретения гражданства Закон предусматривает восстановление в гражданстве Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в российском гражданстве при соблюдении тех же условий, которые предусмотрены для принятия в гражданство РФ ст. 13 Закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается с пяти до трех лет.

Определяя порядок приема в гражданство Российской Федерации и восстановления в российском гражданстве, Федеральный закон устанавливает те основания, по которым заявления ходатайствующих лиц могут быть отклонены. Отклонению подлежат заявления, поданные лицами, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу ее безопасности, а также лицами, совершившими разного рода антиобщественные действия.

Лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

К иным основаниям приобретения российского гражданства относятся также усыновление (удочерение) ребенка, недееспособного лица гражданином Российской Федерации; следование ребенка гражданству родителей, принятых в российское гражданство, и др.

Гражданство РФ прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства РФ;

б) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором РФ.

В общем порядке выход из гражданства РФ осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица, проживающего на территории РФ, указом Президента РФ.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке решением соответствующих органов Министерства иностранных дел.

Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ:

а) имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Решение о приобретении или прекращения гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. В отдельной главе федерального закона рассматривается гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей, а также гражданство недееспособных лиц.

Исходными принципами при этом являются: стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи; принять во внимание желание детей, исключить состояние без гражданства у детей; в возможных случаях сохранить у них российское гражданство.

При этом согласно ст. 9 Федерального закона для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.